Версия для печати

Северные территории-2

Пономаренко Борис
Проблема освоения и сохранения северных территорий была, есть и остается для России одной из самых злободневных. В наступившем ХХI веке – веке борьбы за ресурсы планеты она становится приоритетной. Около 40 процентов мировых природных ископаемых находятся в России. Как удержать их, защитить от посягательств? Как сохранить громадные территории, где сегодня проживает очень незначительное число населения? Как поступать при спровоцированных боевыми действиями и иными факторами техногенных авариях и катастрофах? Над этим необходимо думать уже сейчас. Ведь только к районам Крайнего Севера и местностям, приравненным к ним, отнесено 27 субъектов РФ. Сегодня мы продолжаем тему, начатую в «Военно-промышленном курьере» (№ 17).


РОССИЙСКИЙ СЕВЕР – ЗЕМЛИ БОГАТЕЙШИЕ, НО УЯЗВИМЫЕ. КАК ИХ ЗАЩИТИТЬ, СВЕСТИ НА НЕТ ЛЮБЫЕ УГРОЗЫ


Проблема освоения и сохранения северных территорий была, есть и остается для России одной из самых злободневных. В наступившем ХХI веке – веке борьбы за ресурсы планеты она становится приоритетной. Около 40 процентов мировых природных ископаемых находятся в России. Как удержать их, защитить от посягательств? Как сохранить громадные территории, где сегодня проживает очень незначительное число населения? Как поступать при спровоцированных боевыми действиями и иными факторами техногенных авариях и катастрофах? Над этим необходимо думать уже сейчас. Ведь только к районам Крайнего Севера и местностям, приравненным к ним, отнесено 27 субъектов РФ. Сегодня мы продолжаем тему, начатую в «Военно-промышленном курьере» (№ 17).
{{direct_hor}}


Фото: ИТАР-ТАСС
Решение данной проблемы возможно двумя путями. Во-первых, для поддержания на должном уровне качества укомплектованности соединений по мобилизационному плану и гарантированного проведения мобилизации необходимо иметь 25-процентный резерв в мобилизационных людских ресурсах. Во-вторых, потребуется одновременно создавать соответствующую базу. Имеются в виду военные городки при областных административных центрах, которые могут в этом отношении иметь двойное предназначение. Для проведения занятий на сборах с привлечением офицеров из военных училищ или воинских частей, расположенных вблизи города. А также для размещения на их базе воинской части или соединения после отмобилизования и осуществления их подготовки и боевого слаживания.

МОБИЛЬНЫЕ КОМПЛЕКТЫ

И здесь, думается, очень кстати недавно были разработаны и опубликованы «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». В них прямо сказано, что необходимо создать группировки войск (сил) общего назначения ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов (в первую очередь пограничных) в Арктической зоне России, способных обеспечить военную безопасность в различных условиях военно-политической обстановки…

Одно из направлений решения проблемы расположения войск на месте при отмобилизовании и боевом слаживании заключается в подготовке военных городков на основе мобильного комплекта при каждом административном центре. При этом целесообразно для решения данных задач в мирное время развертывать как минимум два мобильных городка емкостью на 500 человек каждый, а 20–25 подобных комплектов мобильных городков должны храниться на складах. Необходимость в их использовании будет определяться решением задач при отмобилизовании или ликвидации техногенных и природных катастроф.

Таким образом, для обеспечения расположения войск на месте при проведении мобилизационных мероприятий накануне войны, начальном ее периоде, а в ходе ее ведения – возможного размещения еще и беженцев необходимо при административных центрах Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов иметь мобильные комплекты элементов городков емкостью не менее чем на полк (до 10 мобильных комплектов). А при областном центре (город Тюмень) – мобильные комплекты элементов инфраструктуры военных городков емкостью не менее чем на дивизию (до 30 мобильных комплектов).

Следует учитывать то, что для данного региона характерны потенциальные источники не только военных угроз, но и чрезвычайных ситуаций техногенного характера. На территории Тюменской области расположено 180 потенциально опасных объектов. В среднем ежегодно происходит около ста чрезвычайных ситуаций, из них более половины – техногенного характера. В основном это пожары, крупные дорожно-транспортные происшествия и аварии на нефте-газопромыслах и трубопроводах. Аварийные прорывы трубопроводов, например, стали частым явлением для всех четырех нефтедобывающих управлений АО «Юганскнефтегаз».

На территории области около 130 химически опасных объектов. Наибольшая опасность возможного химического заражения отмечается в районах городов Тюмени, Тобольска, Ишима. А общая площадь зон возможного химического заражения может составить около 1200 кв. км с населением 850 тысяч человек.

Значительную опасность для населения и территории представляют также природные явления и прежде всего наводнения и лесные пожары, в зоне риска которых проживают около 180 тысяч человек.

На территории автономных округов имеется более 130 взрывопожароопасных объектов. Особенно их много в регионах нефте- и газодобычи (скважины, насосные и компрессорные станции). Возможная площадь поражения составит около 30 кв. км с населением более 60 тысяч человек.

Необходимо рассмотреть возможные направления по повышению эффективности проведения мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Учитывая специфические условия данного региона (независимо от того, будет ли чрезвычайная ситуация по масштабам относиться к местной или территориальной), необходимо привлекать силы и средства не только органов местного самоуправления, но и органов исполнительной власти субъектов РФ. Но как показывает опыт, сил и средств у органов исполнительной власти недостаточно. Поэтому должны будут задействованы силы и средства в соответствии с решением правительства.

И это не случайно. Тяжелые последствия стихийных бедствий, взрывов, пожаров, выбросов отравляющих веществ усиливают социально-политическую напряженность.

Особого социального внимания заслуживают мероприятия по оценке последствий тяжелых ЧС, представления о нормальном состоянии территориального экономического компонента, к которому должны привести действия по его восстановлению и реконструкции. Исходное функционирование территориально-экономического комплекса и требующиеся для этого объем и баланс рабочей силы, сырья, энергии, времени и тому подобного следует принимать за главный ориентир оценки последствий ЧС.

Для обеспечения нормальных условий жизнеобеспечения личного состава, привлекаемого для ликвидации последствий, необходимо иметь, повторим, соответствующий жилой фонд. Решение на размещение личного состава, привлекаемого к спасательным и восстановительным работам, в палаточных городках в данном регионе не выдерживает критики.

Следовательно, для обеспечения жизнедеятельности спасательных команд, сил и средств, привлекаемых для восстановления объектов, необходимо создавать соответствующую инфраструктуру. И наиболее приемлемым вариантом может являться опять-таки мобильный комплект городка. Данный тип городка может служить основой для размещения населения, эвакуированного из очагов аварии.


На территории Тюменской области расположено 180 потенциально опасных объектов
ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ ЧП

В соответствии с существующей классификацией локальный очаг чрезвычайной ситуации предполагает не более 100 человек, у которых нарушены условия жизнедеятельности; местный – нарушены условия жизнедеятельности не более 300 человек; территориальный – нарушены условия жизнедеятельности не более 500 человек.

Одним из вариантов механизма практической реализации основных концептуальных положений государственной политики в области предупреждения ЧС и уменьшения их последствий является дальнейшее развитие федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года», утвержденной постановлением правительства Российской Федерации от 29 сентября 1998 года № 1098. Частичным преломлением концептуальных положений ФЦП в практическую плоскость может стать развертывание в трех городах, двух населенных пунктах городского типа рассматриваемого региона мобильных комплектов городка по одному при каждом. Их емкость – на 550 человек. Кроме того, в районах добычи газа (месторождений Уральское, Медвежье, Заполярное) целесообразно развернуть мобильные комплекты военных городков не менее чем на 200 человек в каждом. Особенно актуальны эти предложения, думается, применительно к Ямало-Ненецкому автономному округу.

Для Ханты-Мансийского АО такой подход не менее актуален, так как на его территории происходит, как правило, 20–30 чрезвычайных ситуаций в год. Поэтому целесообразно развернуть мобильные комплекты городков при пяти городах и 17 поселках городского типа региона емкостью на 550 человек. А при месторождениях добычи нефти (Самотюреное, Усть-Балыкское) и газа (Березовское, Игримское) – мобильные городки не менее чем на 100 человек каждый.

На территории округа расположено 49 химически опасных и более 50 взрывоопасных объектов в районах, где проживают около 280 тысяч человек. Развертывание предложенного количества мобильных городков вблизи химически и взрывоопасных объектов в случае ЧП позволит в некоторой степени снизить социально-политическую напряженность среди пострадавшего населения и улучшить условия жизнедеятельности личного состава, привлекаемого для восстановления территориально-экономического комплекса.

На территории Тюменской области (без учета территории автономных округов) расположено 180 потенциально опасных объектов, а чрезвычайные ситуации происходят не менее 70 раз в год.

В целях снижения социально-политической напряженности в случаях аварий и катастроф необходимо при каждом административном центре района, области развернуть мобильные городки. Причем в городах мобильные городки емкостью не менее чем на 550 человек, а в административных центрах районов – емкостью не менее чем на 200 человек. Развертывание такого количества мобильных городков не позволит, конечно, решить все проблемы предупреждения, ликвидации ЧП, однако будет служить предпосылкой для планомерного объединения усилий государственных органов и общественных организаций по их локализации.

Но что конкретно представляют собой мобильные городки? Почему они могут стать панацеей в реализации ФЦП по снижению и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций?

Для обеспечения соответствующих условий для отдыха в мобильном городке потребуется не менее 100 мобильных модулей контейнерного типа. Один контейнер должен предполагать размещение 4–6 человек.

Для осуществления управления личным составом, привлекаемым к ликвидации последствий ЧП, или людьми, эвакуированными из очага аварии, необходимо иметь соответствующие помещения для размещения руководства не менее трех мобильных модулей с соответствующим инвентарем и комплектом средств связи. А непосредственно в мобильном городке – караульное помещение, КПП. Для их оборудования может потребоваться не менее двух мобильных модулей.

Подобные модули потребуются и для обеспечения жизнедеятельности наряда в парке машин, на КПП охраны непосредственно в районе очага поражения.

Номенклатура и количество модулей для функционирования подразделений материального обеспечения могут отличаться от типовых. Например, кухня, столовая, хлебопекарня, баня, прачечная, а также складские помещения, магазин, чайная могут быть размещены в мобильных специальных контейнерах. На начальном этапе разработки под складские помещения потребуется не менее 10 мобильных модулей. При этом под холодильник – не менее трех контейнеров-рефрижераторов.

Для решения задач медицинского обеспечения придется выделить не менее одного мобильного модуля.

На территории мобильного городка должны функционировать соответствующие хозяйственные объекты: электростанции, водонасосные станции и резервуары для хранения воды, пожарный инвентарь, туалет, пункт утилизации отходов. Вышеуказанные объекты могут иметь как контейнерный вид, так и поставляться на уже имеющейся мобильной основе. Не следует исключать, что часть из этих объектов может быть создана из материалов местной промышленности.

Итак, для обеспечения жизнедеятельности личного состава численностью до 500 человек потребуется не менее 250 мобильных модулей контейнерного типа.

* * *

Рассмотрев основные проблемы безопасности северных районов Уральского региона, следует отметить необходимость более пристального внимания федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления к их решению. Без государственной поддержки невозможно эффективное социальное развитие этих территорий, а следовательно, и обеспечение мер их безопасности в ХХI веке.

Имея огромную прибыль от освоения природных ресурсов северных регионов, бизнес также не может стоять в стороне от решения существующих оборонных и социально-экономических проблем (хотя это отдельная и не менее острая тема). Перед ним стоит важнейшая задача: нести более масштабную социальную ответственность перед людьми, работающими и проживающими в северных регионах, ответственность по защите соответствующей территории.

Лишь комплексное эффективное решение оборонных, экономических, социальных и экологических проблем обеспечит устойчивое развитие северных регионов Российской Федерации. А значит, и высокий уровень их национальной безопасности от посягательств извне.

Борис ПОНОМАРЕНКО, Александр КОРАБЕЛЬНИКОВ
доктор военных наук, профессор

Опубликовано в выпуске № 18 (284) за 13 мая 2009 года

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц