Версия для печати

Танк для разведки

БА-3 пошел в серию до окончания испытаний
Барановский Константин

На трехосном шасси «Форд-Тимкен», а позже ГАЗ-ААА («На войну без тормозов») монтировалась башня танка Т-26 с пушкой и пулеметной спаркой. Так что средний броневик БА-3 можно считать своего рода колесным танком.

Он и использовался чаще всего в составе танковых подразделений. Но бронирование машины было слабым – всего восемь миллиметров.

БА-3 не предназначался для лобовых атак на укрепления или противотанковую артиллерию. Броневик поступал на вооружение разведывательных подразделений танковых, кавалерийских и стрелковых частей РККА. Участвовал во всех военных конфликтах 30-х годов. Войскам республиканской Испании поставили три БА-3, в Турцию – 43, в Монголию – 20. Безвозвратно было потеряно 10 машин.

На 1 июня 1941 года в войсках числилось 143 БА-3, большинство которых погибло в первые месяцы войны. Но часть броневиков встретила победный май 1945-го. У нас все уцелевшие БА-3 были после Великой Отечественной утилизированы. А в финской армии несколько захваченных в ходе боев и прошедших капитальный ремонт советских броневиков эксплуатировалось до 1954 года.

Для лучшей проходимости впервые в советском автомобилестроении разработали вездеходные гусеницы, надевавшиеся на задние скаты

Вооружение БА-3 было достаточно мощным – 45-мм пушка в танковой башне и два пулемета 7,62-мм ДТ-29 (один – в башне, второй – в водительском отсеке). Горизонтальное наведение осуществлял стрелок, его посадка и высадка проходили через люки на крыше. Он следил за обстановкой через триплекс и, кроме пушки, мог на коротких дистанциях использовать личное оружие. Для этого по бортам башни имелись три щели, закрывавшиеся бронезаслонками. Особенность поворотного механизма – две передачи для вращения с разной скоростью. Боекомплект пушки из 60 выстрелов хранился в башне, частично в бронекорпусе. Экипаж – три человека.

Разработан БА-3 конструкторами Ижорского завода в 1934 году, став дальнейшим развитием идей БА-И. Основным заказчиком выступило руководство РККА.

Заводские испытания начались через несколько дней после окончания сборки. Существенных недоработок конструкторы не обнаружили, поэтому 1 мая продемонстрировали транспорт широкой общественности на параде в Ленинграде.

Тестирование на полигоне состоялось летом следующего года. Броневик прошел 400 километров по шоссе и 190 километров по проселочной дороге. Военному руководству разработка понравилась, отмечалось удобство доступа к техническим узлам моторного отделения. Мощности хватало для преодоления 24-градусного склона. Выявленные недостатки не помешали руководству РККА принять решение о запуске БА-3 в серию до исхода испытаний. Претензии поручалось устранить в рабочем порядке.

Боевая масса БА-3 составляла 5,82 тонны, что определяет его как средний броневик. Двигатель четырехцилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения мощностью 40 лошадиных сил. Броневик мог развить на шоссе скорость до 57 километров в час. Запас хода по асфальту – 248 километров, по проселку – 143 километра. Для лучшей проходимости впервые в советском бронеавтомобилестроении разработали вездеходные гусеницы типа «оверолл», надевавшиеся на задние скаты БА-3. В обязательную комплектацию входили огнетушитель и аптечка.

Броневик выпускался до 1936 года. Всего предприятием-разработчиком и Выксунским заводом дробильно-размольного оборудования было изготовлено порядка двух сотен БА-3.

Уже в 1934-м первые БА-3 поступили в состав разведгрупп. Новым броневиком заменяли морально устаревшие БА-И и БА-27. Сначала в РККА попробовали составить батальон из средних броневиков и Т-27, но затем от этой идеи отказались. Сделали раздельные составы из бронемашин и Т-37А.

Модернизированная версия – БА-3М получила двигатели и шасси от ГАЗ-ААА, обладавшие большей ремонтопригодностью, а также новые пулестойкие шины ГК из вспененной резины.

Эксплуатировалась железнодорожная версия БА-3жд.

На базе БА-3 был создан БА-6, почти не отличавшийся от исходника, кроме некоторых деталей. У БА-6 были укороченная база и меньший вес – 5,12 тонны. С 1936 по 1938 год Ижорский завод выпустил почти 400 БА-6.

В 1935-м появились машины с радиостанцией. Для ее монтажа конструкторам пришлось убрать укладку снарядов в нише задней части. Распространения разновидность не получила из-за сложности сборки радиостанций (не хватало комплектующих). Осенью 1936 года установили 12,7-мм пулемет ДК, но испытания показали его низкую эффективность. Весной 1937-го ДК заменили на ШВАК такого же калибра. Стрельба на полигоне показала, что оружие обладает еще меньшей эффективностью, чем предыдущий вариант.

Сохранившийся до наших дней БА-3М можно увидеть в Музее бронетанковой техники и вооружения в Кубинке. Машина на ходу. Макет бронеавтомобиля БА-3 представлен в Музее боевой славы Урала в Верхней Пышме.

Опубликовано в выпуске № 38 (751) за 2 октября 2018 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...