Версия для печати

С танком на горбу

Ярославские тяжеловозы в годы войны не имели альтернативы
Барановский Константин

Вклад «рабочих лошадок войны» – ГАЗ-АА («На войну без тормозов») и ЗИС-5 («Фронтовой универсал») – в Победу весом. Однако картина была бы неполной без тяжелых грузовиков Ярославского государственного автомобильного завода. Он выпускался с 1936 по 1943 год, но сегодня почти неизвестен.

В отличие от упомянутых собратьев пятитонный ЯГ-6 предназначался преимущественно для транспортировки в кузове техники: танкеток, легких танков и артсистем. Впрочем, на грунте грузоподъемность часто снижалась до 3,5 тонны. ЯГ-6 ограниченно использовался в РККА и в довоенный период. На 20 июня 1941 года в войсках находилось 1600 таких автомобилей при общем числе армейских машин 272 600. Большинство тяжелых грузовиков было потеряно в первые месяцы.

Проблему хотели решить заменой отечественного двигателя ЗИС на американский GMC. Но организовать поставки не удалось, и ЯГ-9 в серию не пошел

Отметим ТТХ ЯГ-6: при массе с полной нагрузкой 10,2 тонны он мог развивать максимальную скорость 40 километров в час (средняя техническая – 28 км/ч по шоссе и 15 км/ч по грунту). В кабине помещались три человека, еще 30 – в кузове. Четырехтактный карбюраторный двигатель ЗИС-5 мощностью 73 лошадиные силы работал на бензине второго сорта, расходуя 40 литров на 100 километров по шоссе и 60 литров – по грунту при емкости бензобака 177 литров. Запас хода – 440 километров по шоссе и 300 километров по грунтовой дороге. С полной нагрузкой ЯГ-6 преодолевал препятствия с углом подъема до 12 градусов и такой же боковой крен. Не был преградой и брод до 0,65 метра глубиной.

В трансмиссии применялись сухое двухдисковое сцепление и четырехступенчатая коробка передач. Подвеска – зависимая, на продольных полуэллиптических рессорах. Рабочий тормоз действовал только на задние колеса. Его привод был механическим с вакуумным усилителем.

Последние 30 грузовиков ЯГ-6 собрали в 1943-м, после чего ЯГАЗ переориентировали на производство гусеничных артиллерийских тягачей.

С началом Великой Отечественной начались серьезные перебои с поставками двигателей ЗИС. Проблему хотели решить разработкой ЯГ-9 с американским двигателем GMC. Но организовать поставки моторов не удалось, и серийный выпуск не пошел.

В отсутствие импорта тяжелых грузовиков ЯГ-6 не имел альтернативы. Известны модификации ЯГ-6М, оснащенная в ограниченном количестве в 1938 году американским двигателем Hercules-YXC-B, и ЯГ-6А, получившая в 1940-м форсированный ЗИС-16 мощностью 85 лошадиных сил.

Согласно Полевому уставу РККА 1935 года стрелковый батальон следовало перевозить на расстояние не меньше 15–20 километров, полк – от 30–32 километров. Для стрелковой дивизии целесообразный показатель составлял 200–400 километров.

Для перевозки танков и танкеток борта кузова ЯГ-6 снимались. Погрузка осуществлялась по колейным трапам, усиленным шпалами, бревнами или специальными стойками. Для уменьшения нагрузки на рессоры при въезде танка под заднюю часть рамы машины подводились металлические стойки.

Для перевозки лошадей стенки кузова, напротив, наращивались обрешеткой.

Полевой устав РККА определял время погрузки стрелкового батальона в 40–60 минут, артиллерийского дивизиона – в 1–1,5 часа. Ночью сроки увеличивались в среднем на 15 минут.

Опубликовано в выпуске № 39 (752) за 9 октября 2018 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...