Версия для печати

Первый революционный танк

Т-64Б-1 снова на ходу
Захарова Вера
Танк Т-64Б-1 размещен в павильоне № 3 музейной площадки № 2

Во второй половине 50-х годов в СССР развернули работы по созданию нового танка, который обеспечивал бы существенное преимущество над зарубежными образцами. Проектом занимались несколько конструкторских бюро. Результатом разработок СКБ Харьковского завода им. Малышева стал принципиально новый танк Т-64, созданный под руководством Александра Александровича Морозова.

Танк Т-64 стал родоначальником нового поколения отечественных танков и первым ОБТ, принятым на вооружение страны. Его еще называют революционным – так много нового появилось в нем и последующих модернизациях.

Низкий силуэт, применение комбинированной многослойной брони с большими углами наклона лобовых листов корпуса повысили живучесть. Использование автоматизированного механизма заряжания позволило уменьшить экипаж до трех человек. На модификации Т-64А установили 125-мм гладкоствольную пушку Д-81, оборудованную теплоизоляционным кожухом. Скорострельность – 10 выстрелов в минуту. На танке установлены противоатомная защита, противопожарная система, оборудование подводного вождения, средства пуска дымовых гранат «Туча», прорезиненные бортовые экраны.

3 сентября 1976 года на вооружение Советской армии был принят танк Т-64Б, оснащенный комплексом управляемого вооружения и новой системой управления огнем 1А33. Ее эффективность в 1,6 раза выше, чем у Т-64А. В связи с проведенной модернизацией стоимость производства танка значительно возросла. Было принято решение оснащать комплексом управляемого ракетного вооружения не все машины. Параллельно с Т-64Б до 1985 года выпускался его упрощенный вариант – Т-64Б-1 без комплекса управляемого вооружения 9К112 «Кобра», но сохранивший систему управления огнем 1А33. Модификации Т-64Б-1 была на 18 процентов дешевле ракетного варианта Т-64Б.

В ходе серийного производства танки Т-64Б-1 постоянно совершенствовались. До 1985 года на заводе им. Малышева в Харькове изготовлено около 1200 машин данной модификации.

9 мая 1985 года на военном параде в Москве Т-64 в первый и последний раз прошли по Красной площади.

В 1987 году серийный выпуск танков семейства был прекращен, но с вооружения их снимать не спешили, «шестьдесятчетверка» все еще использовалась. Когда из-за обновления танкового парка отпала нужда применять их по назначению, Т-64 стал учебной машиной. На нем начали готовить механиков-водителей. Управление старыми и новыми машинами отличается мало, а лишний раз рисковать современными моделями никому не хотелось.

Т-64 уже снят с вооружения РФ. Но, несомненно, не надо забывать, что Т-64Б опередил свое время на десятилетия, а заложенный в машину потенциал позволил создать более поздние боевые образцы.

До момента, как танк Т-64Б-1 стал экспонатом Центрального музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке, машина в разное время числилась в войсковых частях. Затем была передана в 3-й Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации, откуда поступила в танковый музей, ныне филиал парка «Патриот».

В 2018 году было принято решение о реставрации танка Т-64Б-1, ведь машина стояла на открытом воздухе, на нее влияли внешние факторы, погодные условия в первую очередь.

Работа по восстановлению машины велась в несколько этапов. В первую очередь Т-64Б-1 прошел внешний и внутренний осмотр. Специалисты реставрационной мастерской технического центра парка «Патриот» восстановили внешний вида танка, осуществили покраску внутри и снаружи, заменили фильтры и масло в двигателе. В результате всех работ машину довели до ходового состояния.

Вера Захарова,
сотрудник Музея бронетанковой техники
Фото Андрея Луфта
 

Опубликовано в выпуске № 39 (752) за 9 октября 2018 года

 

 

Вниманию читателей «ВПК»

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц