Версия для печати

По программе "Будущие боевые системы"

Филиппов Петр
В США по программе FCS (Future Combat Systems - Будущие боевые системы) идет разработка комплекса систем перспективных боевых бронированных машин для Сухопутных войск. Менее амбициозная программа FRES (Future Rapid Effect System - Будущая система быстрого эффекта) есть и в Великобритании. Посмотрим, что хотят иметь "на выходе" эти два государства.


КОНЦЕПЦИИ НОВЫХ БРОНИРОВАННЫХ МАШИН ДЛЯ АРМИЙ США И ВЕЛИКОБРИТАНИИ


В США по программе FCS (Future Combat Systems - Будущие боевые системы) идет разработка комплекса систем перспективных боевых бронированных машин для Сухопутных войск. Менее амбициозная программа FRES (Future Rapid Effect System - Будущая система быстрого эффекта) есть и в Великобритании. Посмотрим, что хотят иметь "на выходе" эти два государства.
{{direct_hor}}

С 2008 г. американская армия начнет масштабную замену боевых бронированных машин.
Фото МО США
В прошлом за Министерством армии США наблюдалась тенденция замены одной системы вооружения (техники) на другую. Так, основной боевой танк серии М60 в свое время был заменен на М1 "Абрамс" со 105-мм пушкой. Подобным образом бронетранспортер М113 уступил место боевой машине пехоты М2 "Брэдли". В таком же русле - устаревшие системы на более совершенные - происходило и обновление парка боевых бронированных машин (ББМ). Сейчас в рамках программы FCS (Future Combat Systems - Будущие боевые системы) развернута разработка комплекса систем ББМ, а не отдельной системы.

ДЛЯ ПЕХОТЫ БУДУЩЕГО

В систему систем Future Combat Systems планируется включить опорную сеть C4ISR (систем боевого управления, контроля, связи, ЭВМ, разведки и наблюдения) и 18 базовых систем трех классов: экипажных наземных машин, в том числе восьми бронированных, беспилотных летательных аппаратов и безэкипажных наземных роботизированных машин. Экипажные наземные машины будут иметь максимальную скорость 90 км/ч и запас хода 750 км. Системы, составляющие FCS, способны обмениваться информацией в реальном масштабе времени. С ними в совместных боевых действиях смогут участвовать штурмовики, вертолеты и даже военные корабли.

Основной контрактор в реализации программы FCS - корпорация "Боинг", с ней совместно работает фирма SAIC. В конце 2003 г. с "Боингом" были подписаны контракты на опытно-конструкторские разработки, испытания и демонстрацию платформы MGV (Manned Group Vehicle) - одной из систем FCS. Одно из основных требований к платформе - авиатранспортабельность на самолете С-130. Компания GDLS параллельно с "Боингом" создает боевую систему MCS (Mounted Combat System), боевую разведывательную машину и командно-штабную машину. Фирма UDLP подписала контракты на одновременную разработку других систем FCS, включая боевую машину с пушкой NLOS-C (Non-Line of Sight Cannon), минометную установку NLOS-M, бронетранспортер, санитарную машину и бронированную ремонтно-эвакуационную машину.

В конце 2004 г. ожидалось принятие ключевых решений по выбору ходовой части (гусеничная или колесная), силового блока и вооружения для будущих систем Future Combat Systems. В качестве силового блока рассматривался дизельный двигатель, соединенный с автоматической трансмиссией. Изучается перспективный гибрид-электрический привод. При выборе гусеничной ходовой части упор делается на то, чтобы гусеница была с обрезиненной лентой для снижения веса машины и уменьшения шума при движении.

Есть данные, что MCS планируется вооружить 120-мм гладкоствольной пушкой с системой отката малой величины, чтобы ограничить вес машины в пределах 18 т. Пушка должна быть снабжена автоматом заряжания, это позволит снизить состав экипажа до двух или трех человек. Бронетранспортер ICV намечается вооружить 30-мм пушкой МК44 фирмы АТК (при изменении внешней угрозы она может быть заменена на 40-мм пушку). Этот вариант БТР будет с экипажем из двух операторов и десантным отделением из девяти пехотинцев.

Системами FCS планируется оснастить бригады BUoA (Brigade Unit of Action) Сухопутных войск. Соединения нового типа создаются для того, чтобы в случае необходимости их можно было перебросить в любой регион земного шара и ввести в бой в течение 96 часов. Укомплектование первой экспериментальной бригады ожидается в 2008 г. В качестве временной (переходной) меры Министерство армии США формирует бригады IBCT (Interim Brigade Combat Teams), на вооружении которых находятся боевые бронированные машины Stryker LAV (8 8). Бригады IBCT заполнят стратегический интервал между современными формированиями, оснащенными танками М1А1 "Абрамс" и БМП М2А2/А3 "Брэдли", и будущими Сухопутными войсками. Базой для машин Stryker стал швейцарский бронетранспортер MOWAG Piranha III (8 8), представляющий собой широко известную во всем мире ББМ. Эта машина производится в Швейцарии, Канаде и США, а также в Чили и Великобритании (для Кувейта, Омана и Саудовской Аравии).

ЧЕРЕЗ ДЕСЯТЬ ЛЕТ...

Великобритания приняла программу FRES (Future Rapid Effect System - Будущая система быстрого эффекта), предполагающую разработку новой ББМ и рассчитанную на десять лет. Ее намечено реализовать с использованием новой системы связи General Dynamics UK Bowman и специальных сенсорных устройств, обеспечивающих сетевые возможности связи и управления будущей боевой системы.

Как известно, сегодня эта страна имеет легкие силы, развертываемые на базе десантных бригад, и тяжелые силы в составе бронетанковых бригад. На вооружении бронетанковых бригад находятся основной боевой танк "Чэлленджер 2" и БМП Warrior фирмы Alvis Vickers. В ближайшее время Великобритания собирается развернуть средние силы в качестве "моста" между легкими и тяжелыми силами. Они будут авиатранспортабельными на самолетах С-130 или А400М.

Основной компанией в реализации Future Rapid Effect System выступает Alvis Vickers, образованная путем слияния фирм Alvis Vickers и Vickers Defence. Известно также, что 70% заказов по этой программе будут выполняться на конкурентной основе фирмами-изготовителями подсистем FRES. Большой интерес к программе проявляют фирмы BAE Systems и Thales. Ожидалось, что первый вариант ББМ FRES (базовый бронетранспортер) поступит на вооружение в 2009 г. Однако ход работ по подготовке машины к производству вызывает сомнение в своевременной реализации проекта. Поэтому британская армия решила временно использовать ББМ старой конструкции (Saxon и другие).

Характерно, что в течение нескольких последних лет шведское управление оборонной техники выделяло финансовые средства на разработку демонстрационной бронированной машины (многоразовой платформы) SEP. Первый ее прототип изготовлен фирмой Alvis Hagglunds. Эта ББМ имеет ряд перспективных решений, включая весьма компактный электрический привод и гусеницу с обрезиненной лентой для снижения шума в движении и веса машины. В конце 2003 г. фирма построила второй прототип SEP в конфигурации 6 6 (он проходит интенсивные испытания). Не исключено, что эти машины могут заменить все ББМ шведской армии, за исключением БМП CV 9040 и танка Strv 121/122. Управление оборонной техники Швеции подписало контракт на изготовление третьей демонстрационной гусеничной машины SEP, которая по техническим характеристикам и весовым данным очень близка к британскому базовому бронетранспортеру FRES. Однако шведы дали понять, что не намерены тратить средства на большие программы оснащения своей армии новой техникой. Они будут работать вместе с Великобританией по созданию совместной боевой бронированной машины ХХI века, базирующейся именно на опытной машине SEP.

...И ЧЕРЕЗ ДВАДЦАТЬ

Ожидается, что британская армия развернет три бригады, оснащенные ББМ FRES. Программа Future Rapid Effect System будет объединять боевые бронированные машины FRES, артиллерийско-ракетные системы, вертолеты. Все эти компоненты намечается свести в сетецентрическую систему связи NEC, обеспечивающую поступление на боевые платформы FRES необходимой информации от различных источников. Это приведет к быстрому поражению целей на поле боя, редким инцидентам со своими огневыми средствами. Информация на ББМ будет доступна от наземных, воздушных и морских источников.

В ноябре 2004 г. был подписан двухлетний контракт на выполнение работ на этапе оценки программы FRES. Цель этих работ - разработка концепции боевого использования "Будущей системы быстрого эффекта" и определение политики ее приобретения. Производство систем FRES ожидается в период с 2012 по 2028 г. Предварительно намечается изготовление 2000 ББМ FRES с учетом замены в войсках старых машин серий Saxon, CVR(T), FV432.

Вопрос о ходовой части машин FRES (гусеничная или колесная) еще не решен. По оценкам английских экспертов, эти ББМ не будут заменять находящиеся на вооружении танки "Чэлленджер 2" и БМП Warrior (их, в свою очередь, планируется модернизировать). Планируемый год снятия с боевой службы или вывода из эксплуатации танка "Чэлленджер 2" - 2035 г. (на десять лет позже первоначально намеченного срока). В рамках программ модернизации танка "Чэлленджер 2" и БМП Warrior проверяются 120-мм гладкоствольная пушка (для танка) и 40-мм пушка (для боевой машины пехоты).

Английские специалисты считают, что "Чэлленджеры" и БМП Warrior после 2035 г. заменят на новые ББМ FGMC (Future Ground Manoeuvre Capability). Для тяжелых сил будет внедрена новая бронированная инженерная машина. На вооружение британской армии поступит также новая бронированная машина управления, связи и взаимодействия Panther 4 4. Заказ на изготовление указанных машин уже выдан итальянской фирме Iveco.

Петр ФИЛИППОВ

Опубликовано в выпуске № 35 (102) за 21 сентября 2005 года

 

 

Вниманию читателей «ВПК»

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц