Версия для печати

На Польшу со стальными кулаками

В чем заключались ошибки Красной армии в 1920-м
Олейников Алексей

Броневые части в ходе Гражданской войны в России во время боевых операций часто сводились в группы. Они действовали и проявляли себя в зависимости от специфики местности.

По составу группы различались. Были только из бронепоездов, другие – из бронеотрядов, создавались и смешанные. Операцию брал под начало один из командиров. Штаб и связь формировались из состава бронечастей, входивших в группу, однако без строгой организационной структуры.

Состояние техники ограничивало ее применение и требовало наличия шоссейных или железных дорог (что, конечно, не распространялось на танки). Качество коммуникаций на ТВД Гражданской войны также порой существенно сказывалось на боевых действиях.

Катастрофы можно было избежать, и легкого взятия Ковеля у поляков точно не получилось бы

В ходе Советско-польской войны 1920 года в районе юго-западнее Полоцка, между озерами Святое и Долгое командованием Красной армии был намечен прорыв позиций противника с помощью танков. В этом районе проходили шоссе и железнодорожная линия. Там были сосредоточены бронепоезд, по одному броневому и танковому отряду. В день, намеченный для прорыва, с рассветом бронепоезд открыл огонь для отвлечения противника на себя. Потом неожиданно для поляков были двинуты танки, прорвавшие позицию оборонявшихся. Противник стал поспешно отходить, бронеавтомобильный отряд начал их преследование по шоссе. В итоге получилась согласованная картина действий межвидовой, как сказали бы теперь, группировки.

В ходе отступления РККА от Варшавы в сентябре 1920-го на железнодорожной линии Брест-Литовск – Ковель действовало два бронепоезда, а на соединявшем города шоссе находился бронеавтомобильный отряд. Однако части действовали без единого командования, каждая сама по себе. В результате польские кавалеристы со стороны Холма и пехота на грузовиках, выдвинувшаяся от Брест-Литовска, перерезали железнодорожную ветку и прорвались в Ковель. В ходе операции оказались уничтоженными оба бронепоезда и бронеотряд. Если бы при начальнике дивизии, которая занимала данный участок, находилось единое командование бронесилами, катастрофы можно было избежать и легкого взятия Ковеля у поляков точно не получилось бы.

Другой эпизод, произошедший в районе Коростеня в октябре 1920 года, привел к гибели одного бронепоезда, а два других вышли из боя лишь благодаря героическим усилиям экипажей. Здесь враг ударил в самое уязвимое место – в железнодорожный узел, где находился штаб дивизии. Бронепоезда оказались предоставлены сами себе.

Таким образом, бронегруппы были эффективны, когда действовали постоянно, а не эпизодически, и под единым командованием. Важный фактор – обеспечение необходимой связью: телефонной, телеграфной, курьерской. Управление группой было эффективно тогда, когда оно оказывалось достаточно мобильным.

Приобретенный в годы Гражданской войны опыт оказал существенное влияние на дальнейшее развитие бронечастей РККА.

Алексей Олейников,
доктор исторических наук

Опубликовано в выпуске № 40 (753) за 16 октября 2018 года

 

 

Вниманию читателей «ВПК»

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц