Версия для печати

При поддержке президента Лукашенко

Мальцев Леонид
24 января 2004 г. на конференции Академии военных наук Российской Федерации выступил министр обороны РБ генерал-полковник Леонид Мальцев с докладом "Опыт Республики Беларусь по совершенствованию системы военного управления". "Военно-промышленный курьер" публикует основные тезисы этого документа.


Фото ИТАР-ТАСС


ПЛАНЫ ВОЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В БЕЛОРУССИИ ВЫПОЛНЕНЫ ПОЛНОСТЬЮ


24 января 2004 г. на конференции Академии военных наук Российской Федерации выступил министр обороны РБ генерал-полковник Леонид Мальцев с докладом "Опыт Республики Беларусь по совершенствованию системы военного управления". "Военно-промышленный курьер" публикует основные тезисы этого документа.
{{direct_hor}}
Насущная необходимость совершенствования системы военного управления Республики Беларусь была продиктована всем ходом развития системы военной безопасности государства и проводимыми мероприятиями по строительству Вооруженных Сил, конечной целью которого является приведение ВС в соответствие с характером современной военно-политической обстановки, степенью возможных военных угроз и экономическими возможностями государства.

НАПРАВЛЕНИЯ ВОЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Основными направлениями строительства Вооруженных Сил РБ являются: создание системы стратегического сдерживания; совершенствование системы управления; оптимизация организационной структуры ВС; формирование сил специальных операций; создание системы информационного обеспечения ВС; совершенствование системы комплектования войск, подготовки военных кадров и младших военных специалистов; совершенствование базы мобилизационного развертывания ВС; совершенствование системы военного образования и повышение профессиональной пригодности военных кадров; совершенствование системы материального и технического обеспечения; оптимизация дислокации войск и базирования авиации; развитие системы вооружения и военной техники; совершенствование организации военной науки; обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Одной из важнейших задач в ходе реформирования Вооруженных Сил и строительства военной организации государства является создание новой, более эффективной системы военного управления. Формирование такой системы мы проводим путем совершенствования ее составных элементов - органов военного управления, пунктов управления и средств управления в комплексе и взаимосвязи. Обособленное совершенствование каждого элемента в отдельности не обеспечивает достижение цели по созданию новой, более эффективной системы управления в целом. К примеру - эффективность управления даже при создании самых оптимальных органов военного управления, не обеспеченных современными средствами управления, будет очень слабой.

В процессе реформирования Вооруженных Сил Республики Беларусь к настоящему времени уже проведен ряд мероприятий, направленных на создание новой, более эффективной системы управления.

Очевидно, что основу системы управления должны составлять оптимальные, объективно достаточные органы военного управления, которые обеспечили бы решение задач качественной подготовки ВС в мирное время, перевод Вооруженных Сил с мирного на военного время и эффективное управление ими в военное время без проведения дополнительных организационных мероприятий в самих органах управления. Другими словами, если для того чтобы подготовить соединение, воинскую часть или подразделение, которые в мирное время содержатся в сокращенном составе или составе кадра, к выполнению боевых задач необходимо выполнить ряд мероприятий по доукомплектованию личным составом и техникой, пополнению запасами материальных средств, проведению боевого слаживания, то орган управления должен быть готов к выполнению задач по руководству войсками (силами) уже сейчас, то есть в мирное время.

ШАГИ ВОЕННОЙ РЕФОРМЫ

В рамках совершенствования органов военного управления был выполнен ряд мероприятий. В 2001-2002 гг. конкретизированы функции органов военного управления в соответствии с задачами строительства и развития ВС, разработаны новые положения, определяющие их функциональные задачи и обязанности должностных лиц, с учетом современных требований и реальных возможностей.

Реорганизован ряд структурных подразделений Министерства обороны. Главный штаб Вооруженных Сил преобразован в Генеральный штаб, который является центральным органом военного управления, выполняющим оперативные функции по управлению ВС, обеспечивает их высокую боеспособность, организует взаимодействие и координирует деятельность структурных элементов военной организации государства по выполнению задач в области обороны как в мирное, так и в военное время.

Юридически закреплено разграничение военно-политических, административных, обеспечивающих, планирующих и других функций между Министерством обороны и Генеральным штабом.


Александр Лукашенко уделяет приоритетное внимание вопросам укрепления обороноспособности государства.
Фото ИТАР-ТАСС
Министерство обороны получило статус республиканского органа государственного управления и сосредоточивает основные усилия на реализации военной политики государства, административном руководстве Вооруженными Силами и всестороннем их обеспечении, координации деятельности других республиканских органов государственного управления по вопросам обороны.

В конце прошлого года Министерством обороны были разработаны и утверждены президентом Республики Беларусь организационно-планирующие документы по вооруженной защите государства, в которых предусмотрены мероприятия, выполняемые не только ВС, но и другими войсками и воинскими формированиями под непосредственным руководством главнокомандующего Вооруженными Силами.

Основным предназначением Генерального штаба являются стратегическое планирование применения и оперативное управление ВС, организация взаимодействия всех силовых структур по подготовке обороны государства. В военное время Генеральный штаб обеспечивает стратегическое управление военной организацией государства главнокомандующим Вооруженными Силами.

Создано командование Сухопутных войск, на которое в мирное время возложены задачи и функции по непосредственному руководству повседневной деятельностью объединений, соединений и воинских частей Сухопутных войск, планирование и организация территориальной обороны и подготовки резервов, а в военное время - непосредственное руководство территориальной обороной и подготовкой резерва для Вооруженных Сил.

Сформировано командование нового вида Вооруженных Сил - ВВС и войск ПВО.

Причем это не техническое слияние двух "старых" командований, а формирование органа военного управления, осуществляющего централизованное руководство силами и средствами, выполняющими боевые задачи в одной сфере применения сил и средств вооруженного противоборства.

С целью создания на операционных направлениях группировок войск, способных выполнить задачу по локализации и нейтрализации вооруженного конфликта, обеспечить своевременное оперативно-стратегическое развертывание сил и средств, на базе управлений 28-го и 65-го армейских корпусов созданы Западное и Северо-Западное оперативные командования.

Значительные качественные изменения претерпела структура ВС РБ. Путем объединения ВВС и войск ПВО осуществлен переход на двувидовую структуру: Сухопутные войска и Военно-воздушные силы и войска ПВО.

В то же время была проведена реорганизация самих видов ВС. В составе Сухопутных войск получили дальнейшее развитие мобильный компонент, общевойсковые соединения постоянной готовности, а также воинские части специального назначения.

В 2002 г. созданы также Западное и Северо-Западное оперативно-тактические командования ВВС и войск ПВО.

Особое внимание уделялось формированию сил специальных операций для решения специфических задач в интересах достижения политических, военных, экономических и психологических целей, вынуждающих агрессора отказаться от применения силы уже на начальном этапе военного конфликта.

В связи с развитием информационной составляющей вооруженной борьбы нами создана система информационного обеспечения и идеологической работы в ВС, которая впервые была апробирована на комплексном оперативном учении Вооруженных Сил "Чистое небо-2003".

В целях организации эффективной идеологической работы по формированию понимания и поддержки обществом деятельности Вооруженных Сил приступило к работе Управление информации Министерства обороны, которое является принципиально новым органом военного управления, осуществляющим аналитические, информационные, методические и координирующие функции, а также руководство редакцией сайта Министерства обороны и военных средств массовой информации.

Важнейшим направлением деятельности всех без исключения органов военного управления является работа по поддержанию и укреплению воинской дисциплины и правопорядка. В течение последних двух лет мы ушли от оценки деятельности командиров по цифровым показателям по принципу "было меньше, стало больше" или наоборот. Критерием оценки стало реальное положение дел в соединении, воинской части или подразделении, эффективность принимаемых мер по предупреждению и искоренению негативных явлений. Мы запретили начальникам наказывать командиров за проступки, совершенные их подчиненными, если в них нет личной вины командиров, с другой стороны, стали жестче меры, направленные на искоренение сокрытий правонарушений.

Теперь цифровые показатели перестали быть главными в оценочном процессе и превратились в следствие реально проводимой работы. Итоги 2003 г. свидетельствуют, что такой поворот позволил избежать сокрытия правонарушений, свести до минимума повторяемость в воинских частях однотипных воинских преступлений, выявить и раскрыть ряд преступлений, совершенных в предыдущие годы. В связи с этим уменьшились и цифры, но это не главный показатель, а следствие проведенной работы соответствующими должностными лицами и воинскими коллективами.

В целях совершенствования системы подготовки офицерских кадров, ее оптимизации нами принято решение по ряду воинских специальностей готовить офицеров на базе гражданских вузов. В связи с этим в некоторых из них мы развернули военные факультеты.

Функции руководства мы возложили на созданное в конце прошлого года управление военного образования Министерства обороны. Это позволило, во-первых, сократить расходы на подготовку офицеров для Вооруженных Сил, при этом не снижая ее качества, а во-вторых, не увеличивать численность профессорско-преподавательского и офицерского состава, задействованного для подготовки офицеров.

Одной из составляющих системы обеспечения военной безопасности Республики Беларусь является территориальная оборона.

Для ее организации перед нами стояла задача создать систему управления, которая позволила бы обеспечить выполнение всего комплекса задач, выполняемых территориальными войсками. В эту систему мы включили не только органы военного управления, но и исполнительные органы власти областей и районов Республики Беларусь. Общее руководство территориальной обороной осуществляет главнокомандующий Вооруженными Силами Республики Беларусь через Генеральный штаб. Организация территориальной обороны и руководство по выполнению ее задач возложена на Главный штаб Сухопутных войск, для чего создается центр управления территориальной обороны. Непосредственное руководство территориальной обороной в зоне (районе) осуществляют руководители органов местного управления через штабы зон (районов) территориальной обороны.

Начальником зоны территориальной обороны является председатель облисполкома, а начальником штаба - областной военный комиссар. По такому же принципу формируются и органы управления районов территориальной обороны. В ходе проведения учения "Чистое небо-2003" мы реально осуществляли формирование органов управления одной из зон и нескольких районов территориальной обороны.

Результаты данного мероприятия показали способность этих органов управления обеспечить выполнение задач территориальной обороны в своей зоне и районах. Может создаться впечатление, что при совершенствовании органов военного управления общая штатная численность их в ВС РБ постоянно увеличивается. Однако это совсем не так. Например, в конце прошлого года вносились изменения в организационно-штатную структуру органов военного управления, создавались новые структурные подразделения Министерства обороны, но при этом штатная численность структурных подразделений Минобороны в целом не увеличилась.

Создание новых структурных подразделений органов военного управления сопровождалось сокращением штатных единиц и даже ликвидацией тех структурных подразделений, необходимости содержания которых в их прежнем составе на сегодняшний день нет.

Их функции перераспределялись на других должностных лиц или структурные подразделения с учетом реальных возможностей последних.

Приведу один пример. Проанализировав функциональные обязанности и объем задач по руководству подчиненными организациями, мы пришли к выводу, что для руководства тылом Вооруженных Сил, а также строительством и расквартированием достаточно одного заместителя министра обороны.

В связи с этим должность заместителя министра обороны по строительству и расквартированию была сокращена, а его функциональные обязанности возложены на заместителя министра обороны по тылу.

Следует отметить, что сокращению штатных единиц или ликвидации структурных подразделений органов управления предшествуют тщательный анализ и научное обоснование необходимости данных организационных мероприятий. В этом вопросе мы уже имеем печальный опыт как Вооруженных Сил Советского Союза, так и свой собственный, когда с 1992 по 1994 гг. все реформирование ВС свелось к простому сокращению группировки войск Краснознаменного Белорусского военного округа, причем не очень продуманному и обоснованному.

Для обеспечения работы органов военного управления Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями определены и проводятся мероприятия по созданию пунктов управления, соответствующих структуре и составу органов военного управления, а также отвечающих современным требованиям, при этом основное внимание уделяется автоматизации процесса управления и повышению их защищенности.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВС РБ

Анализ состояния развития систем пунктов управления войсками (силами) в армиях ведущих государств мира показал, что до настоящего времени они, в основном, развивались примерно по одним и тем же принципам и направлениям. Их структурная организация одинакова для большинства систем государственного и военного управления. Характерным является то, что для всех звеньев управления в настоящее время оборудуются как стационарные, так и подвижные ПУ.

В то же время четко просматривается тенденция постепенного возрастания роли и значения подвижных (мобильных) ПУ, в том числе и в стратегическом звене. С учетом повышения динамичности операций (боевых действий) в будущих военных конфликтах все больше внимания уделяется созданию ПУ с рассредоточенными на местности элементами и, особенно, модульным ПУ.

Анализ форм и способов применения вооруженных сил в современных военных конфликтах свидетельствует, что одним из условий успешных действий в отношении противника считается нарушение системы управления его ВС и государства в целом. Для этого предполагается использование всех имеющихся возможностей как по поражению (подавлению) систем управления, так и по нарушению их функционирования путем воздействия на основные элементы этих систем, в первую очередь - на пункты управления. С началом военных действий воздействию противника подвергнутся все разведанные к этому времени ПУ, в первую очередь - стационарные. В связи с этим для сохранения устойчивости и поддержания непрерывности управления разрабатываются и постоянно реализуются меры по обеспечению живучести ПУ всех звеньев.

Определены пути повышения живучести ПУ и обеспечения устойчивости системы управления Вооруженных Сил как технического, так и организационного характера, к основным из которых относятся: организация плановой цикличной работы и смены местоположения ПУ; широкое применение для ПУ заранее подготовленных защищенных, заглубленных сооружений различных министерств, ведомств и организаций, использование ложных ПУ; размещение средств управления и аппаратных узлов связи в контейнерах, допускающее их установку в подготовленных инженерных сооружениях и достаточно легкое извлечение для транспортировки.

РАЗВИТИЕ СРЕДСТВ УПРАВЛЕНИЯ

Совершенствование системы управления ВС невозможно без оснащения систем управления всех уровней современными средствами автоматизации и связи, а также создания эффективного, устойчивого механизма информационного обеспечения Вооруженных Сил как в мирное время, так и в ходе ведения военных действий.

Одним из важнейших направлений создания автоматизированной системы управления (АСУ) является разработка и внедрение системы поддержки принятия решения (СППР). Внедрение этой системы позволит многократно (на несколько порядков) увеличить объем обрабатываемой информации, количество оцениваемых вариантов замыслов на операцию (боевые действия) и на этой основе повысить обоснованность принимаемых решений по управлению войсками (силами).

В настоящее время для обеспечения потребностей создаваемой АСУ уже выполнен и проводится ряд мероприятий: начато строительство стационарной цифровой сети связи в стратегическом и оперативно-стратегическом звеньях управления на основе аренды цифровых потоков государственной сети связи, идет замена кабельных линий связи на волоконно-оптические для организации магистральных высокоскоростных цифровых систем передачи. Уже построены линии между стационарными узлами связи пунктов управления Генерального штаба Вооруженных Сил, Главного штаба Сухопутных войск, штаба Западного оперативного командования и начато строительство к узлу связи ЦКП ВВС и войск ПВО; начато планирование работ по созданию стационарных цифровых радиорелейных линий связи между пунктами управления стратегического и оперативно-стратегического звеньев управления; проводится опытная эксплуатация малогабаритных цифровых радиостанций отечественного производства; готовятся к развертыванию абонентские пункты коллективного пользования электронной почты в командованиях видов Вооруженных Сил, оперативных командованиях и военных комиссариатах областей.

Выполнение вышеперечисленных мероприятий позволит: повысить устойчивость системы связи, ее пропускную способность, боевую готовность и разведзащищенность; предоставить для работы автоматизированной системы управления открытые и засекреченные высокоскоростные цифровые каналы связи; сократить время обмена документальной информацией между органами управления ВС, расширить спектр телекоммуникационных услуг; обеспечить резервирование арендованных цифровых каналов связи государственной сети связи по цифровым радиорелейным линиям Министерства обороны, а впоследствии и частично отказаться от аренды каналов; обеспечить обмен электронной почтой между пунктами управления Вооруженных Сил, видов ВС, оперативных командований и военными комиссариатами областей.

В заключение следует отметить, что в процессе совершенствования системы управления Вооруженных Сил Республики Беларусь не всегда все проходит гладко. При выполнении программ реализации намеченных планов нам приходится сталкиваться со многими проблемами. Но, тем не менее, при реализации наших программ мы ощущаем понимание и твердую поддержку со стороны президента Республики Беларусь - главнокомандующего Вооруженными Силами А.Г. Лукашенко, и это позволяет нам пунктуально выполнять план строительства ВС и Программу завершения реформирования. Так, по состоянию на сегодняшний день, все мероприятия, запланированные в этих документах, выполнены на 100%.

Леонид МАЛЬЦЕВ

Опубликовано в выпуске № 4 (21) за 4 февраля 2004 года

Loading...
Загрузка...
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц