Версия для печати

По европейским стандартам

Затынайко Александр
Украинские военные с большим интересом ознакомились с актуальными задачами развития Вооруженных Сил Российской Федерации, которые были оглашены на совещании высшего руководящего состава 2 октября 2003 г. По их мнению, приведенные в этом документе взгляды на военно-политическую картину мира и тенденции ее изменения, а также пути решения задач реформирования ВС РФ, имеют свою специфику. В свою очередь, "ВПК" представляет вниманию своих читателей официальные взгляды Киева на задачи и проблемы военной реформы в Украине, приоритеты развития национальных Вооруженных Сил.


УКРАИНСКИЙ ГЕНШТАБ ГОТОВИТСЯ К ВОЙНАМ ШЕСТОГО ПОКОЛЕНИЯ


Украинские военные с большим интересом ознакомились с актуальными задачами развития Вооруженных Сил Российской Федерации, которые были оглашены на совещании высшего руководящего состава 2 октября 2003 г. По их мнению, приведенные в этом документе взгляды на военно-политическую картину мира и тенденции ее изменения, а также пути решения задач реформирования ВС РФ, имеют свою специфику. В свою очередь, "ВПК" представляет вниманию своих читателей официальные взгляды Киева на задачи и проблемы военной реформы в Украине, приоритеты развития национальных Вооруженных Сил.
{{direct_hor}}
Формирование новых и перераспределение сфер влияния существующих международных центров силы порождают для Украины опасность остаться вне этих процессов и оказаться в так называемой "серой зоне". Расширение НАТО и Европейского Союза на восток принципиально изменяет военно-стратегическое положение Украины. В этих условиях вполне оправданными являются известные энергичные шаги украинского государства в направлении европейской и евроатлантической интеграции. При этом очень серьезное внимание уделяется успешному осуществлению в Украине военной реформы.

ТЕНДЕНЦИИ

Наибольший интерес для нас составляют войны так называемого шестого поколения. Идеологию ведения таких войн характеризуют, на наш взгляд, следующие положения: овладение территорией противника не является основной целью военных действий; главным аргументом вооруженной борьбы становится современное высокоточное оружие; массовые жертвы среди личного состава вооруженных сил и мирного населения, тяжелые экономические потери и экологические последствия перестают быть неизбежными спутниками войны.

Характерным для войн шестого поколения является то, что вооруженная борьба сохраняет свой смысл и назначение, но понятие "оружие" существенно изменилось и расширилось по своему смыслу. Кроме традиционных, появились информационные, психологические, экономические идеологические и прочие виды оружия, которые меняют не только характер, а и самую цель вооруженной борьбы. Она ведется не столько ради овладения территориями, сколько для достижения желательных изменений в состоянии и режимах функционирования определенных объектов на этих территориях. Такими объектами могут быть правительство, население, вооруженные силы, энергетика, промышленность, информационные системы, гидросооружения, порты, аэродромы и т.п. - все, что составляет военную, политическую и экономическую мощь государства.

Военное нападение сейчас - это не столько вторжение на территорию государства многочисленных дивизий и полков агрессора, сколько действие с помощью новейших видов оружия и других средств на указанные объекты. Примеров много: операции многонациональных сил "Буря в пустыне", "Лис пустыни", война в Югославии 1999 г., антитеррористическая операция США в Афганистане 2001 г., война в Ираке 2003 г.

Результаты научного анализа показывают, что значительные изменения происходят и в области военного искусства. Применение танков, бронетранспортеров, артиллерии с использованием сегодняшней тактики их действий превратит эти средства в полигонные мишени, которые будут уничтожаться без вступления в боевой контакт с противником. Понятия "фронт", "тыл", "передний край" теряют свое традиционное значение, на первый план выходят понятия "объект", "коммуникация" и т.п.

Принципиально меняется роль крупных группировок сухопутных войск, стратегических резервов. Уходит в прошлое необходимость поддерживать надлежащее соотношение сил вдоль государственных границ, обеспечивать стратегическое развертывание и стратегические перегруппировки вооруженных сил.

Массированное использование в будущих войнах живой силы было бы полным анахронизмом и причиной огромных неоправданных человеческих потерь. Вместе с тем особое значение приобретают способы и средства противодействия высокоточному оружию и информационной защиты.

Указанные тенденции мы не воспринимаем догматически. Очевидно, что переход к войнам шестого поколения не будет осуществлен одновременно во всем мире. Существуют и будут существовать разные "весовые категории" государств в уровне технологического развития, экономических и военных возможностей. На протяжении одного и того же исторического периода в отдельных регионах планеты могут происходить войны разных поколений - с применением как наиболее современного высокоточного оружия, так и оружия 60-70-х гг. прошлого столетия.

ЗАДАЧИ ВС УКРАИНЫ

Современные исследования по вопросам безопасности убедительно доказывают, что основные угрозы стабильности возникают сейчас внутри государств. При этом подавляющее большинство вооруженных конфликтов происходит при политическом, экономическом или военном вмешательстве других государств и международных организаций. Реалии современного мира вынуждают вооруженные силы многих стран брать на себя функции, которые они до сих пор не выполняли. Это, в частности, борьба с терроризмом и участие в миротворческих операциях.

Поэтому возможные задачи Вооруженных Сил Украины в военных конфликтах будущего мы рассматриваем прежде всего в контексте задач многонациональных воинских контингентов в международных миротворческих операциях. Как следствие, в современных условиях и в перспективе миротворческую деятельность мы считаем одним из главных направлений подготовки и применения Вооруженных Сил Украины.

Участие украинских военнослужащих в миротворческих миссиях свидетельствует о том, что Украина достойно выполняет принятые на себя обязательства. Результатом является заслуженный международный авторитет в этой сфере.

В свете изложенного Украина исходит из того, что важнейшими гарантиями ее суверенного развития являются формирование и поддержание международных систем коллективной безопасности, развитие кооперации в политической, экономической, гуманитарной, информационной и, конечно же, военной сферах. При этом Украина готова взять на себя функции, риски и затраты, связанные с коллективной безопасностью и обороной.

Все это определило конкретные задачи реформирования Вооруженных Сил Украины. Они отражены в проекте новой Военной доктрины Украины, который находится на завершающей стадии подготовки к утверждению президентом Украины.

РЕЗУЛЬТАТЫ ВОЕННОЙ РЕФОРМЫ

Нашей целью является создание современных Вооруженных Сил, способных профессионально выполнять возложенные на них задачи, эффективно функционировать в условиях дальнейшей демократизации общества. Мы планируем реформу Вооруженных Сил, ориентируясь на европейские стандарты, при этом исходим из реальных экономических возможностей государства.

Реформирование предусматривает решение ряда сложных задач. Важнейшими из них мы считаем: приведение национальной законодательной базы в области безопасности и обороны в соответствие с требованиями евроатлантической интеграции; создание сил быстрого реагирования, подразделения которых, в частности, будут готовы к действиям в составе многонациональных воинских формирований в операциях по поддержанию мира, а также в гуманитарных и поисково-спасательных операциях; проведение планомерной технической модернизации Вооруженных Сил; совершенствование кадровой политики в направлении усиления роли младшего командного состава и создания условий для перехода на комплектование преимущественно военнослужащими, проходящими службу по контракту; развитие военной науки, оперативное внедрение ее разработок и рекомендаций в практику; обеспечение эффективного демократического гражданского контроля над Вооруженными Силами.

В Украине проводится оборонный анализ, внедряется гибкая система оборонного планирования. При этом мы максимально используем опыт реформирования обороны другими государствами. На сегодня в Министерстве обороны Украины разработан и направлен на согласование проект Закона Украины "Об организации оборонного планирования в Украине".

Необходимо отметить, что процесс реформирования Вооруженных Сил Украины вышел на качественно новый уровень. Завершено размежевание функций Министерства обороны и Генерального штаба. В центральном аппарате Министерства обороны Украины основными структурными подразделениями становятся департаменты, предназначенные для выполнения административных функций и обеспечения Вооруженных Сил необходимыми ресурсами. Осуществляется постепенный переход к гражданскому Министерству обороны, что обеспечит более эффективное функционирование аппарата Министерства, укрепление гражданского контроля над Вооруженными Силами и социальной защиты военнослужащих. Организована подготовка гражданских специалистов для дальнейшей работы в Министерстве обороны Украины.

В Генеральном штабе Вооруженных Сил главными структурными элементами остаются главные управления, которые будут обеспечивать оперативное руководство Вооруженными Силами.

Проводится структурная реформа Вооруженных Сил Украины. В ближайшей перспективе они будут состоять из трех видов: Сухопутных войск, Воздушных Сил и Военно-Морских Сил.

Внедряется модульный принцип формирования организационно-штатных структур соединений и частей, который обеспечивает более гибкий маневр силами и средствами в зависимости от характера и сложности выполняемых задач. Основными тактическими соединениями Вооруженных Сил являются бригады, которые отличаются многофункциональностью, мобильностью и самостоятельностью в боевом применении.

До конца 2005 г. предполагается сократить общую численность Вооруженных Сил до 200 тыс., из них 160 тыс. будут составлять военнослужащие. Из боевого состава Вооруженных Сил будут исключены около 500 танков, 640 боевых бронированных машин, 250 артиллерийских систем калибра более 100 мм, 110 боевых самолетов, 50 транспортно-боевых вертолетов. В составе Вооруженных Сил постепенно возрастает удельный вес боевых соединений и частей постоянной готовности.

Избавление от устаревших образцов вооружения и техники, сокращение структурных подразделений даст возможность лучше сбалансировать бюджет Министерства обороны и приблизить его к общемировым стандартам. Высвобождаемые финансовые ресурсы будут использованы для боевой подготовки войск (сил), модернизации существующего и закупки нового вооружения, проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Нами пересмотрено соотношение организационных и функциональных структур Вооруженных Сил. Приоритет отдан Объединенным силам быстрого реагирования, которые включают сухопутный, воздушный и морской компоненты. Их функции и задачи определены в соответствии с проектом новой Военной доктрины Украины.

Вооруженные Силы Украины активно участвуют в многонациональных военных учениях миротворческой, поисково-спасательной, гуманитарной тематики в рамках программы "Партнерство ради мира". Опыт показывает, что эти учения являются эффективной формой обретения передового опыта военного строительства и отработки вопросов практического взаимодействия между воинскими подразделениями стран-партнеров.

Было бы неверным утверждать, что реформирование Вооруженных Сил Украины проходит гладко и безболезненно. Проблем и вопросов, которые сопровождают процесс реформирования, предостаточно. Однако я отметил бы важные отличительные особенности современного этапа военной реформы в Украине. Это, прежде всего, твердая решимость политического и военного руководства страны в проведении такой реформы, а также возрастающие с каждым годом экономические и финансовые возможности нашего государства. Это вселяет уверенность в реалистичности поставленных целей и успехе военной реформы в целом.

Александр ЗАТЫНАЙКО
начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Украины, генерал-полковник

Опубликовано в выпуске № 4 (21) за 4 февраля 2004 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц