Версия для печати

«Крокодилы» на страже советской Балтики

Почему безэкипажные катера и сверхскоростные амфибии так и не вступили в бой с кригсмарине
Чуприн Константин
Коллаж Андрея Седых

Еще до войны ВМФ СССР имел вооружения, которые применительно к своему времени выглядели экзотично и служили в большей мере прототипами для военно-морской техники будущего.

К числу диковин Красного флота следует отнести не только воздушные авианосцы на основе самолета-носителя ТБ-3 с подвешенными к нему истребителями («Звенья» одной войны»), но и радиоуправляемые торпедные катера.

Работы над «катерами волнового управления» (официальное название) начались в СССР еще в 20-е. Учитывался опыт немцев, которые применяли такие плавсредства во взрывающемся варианте во время Первой мировой. Первоначально телемеханической аппаратурой был оснащен трофей периода Гражданской войны – английский торпедный катер типа «Си-Эм-Би», а в самом начале 30-х построили два специальных радиоуправляемых образца С-1 и С-2, вооруженных тремя 450-мм торпедами каждый. Кораблем-целеуказателем выступал старый миноносец «Конструктор». Из этих трех боевых единиц создали дивизион особого назначения Балтийского флота.

Для наведения первых советских морских дронов использовался бомбардировщик «Юнкерс»

В дальнейшем радиоуправлением начали оборудовать серийные торпедные катера типа Ш-4, причем для наведения таких морских дронов использовались уже самолеты, соответствующим образом подготовленные: сначала импортный бомбардировщик «Юнкерс JuG-1» (у нас ЮГ-1), а затем отечественные МБР-2. Комплекс был принят на вооружение в 1932 году. Аппаратура радиоуправления для него была разработана под руководством директора Центральной лаборатории проводной связи, профессора Ленинградского электротехнического института Александра Шорина, а испытаниями с торпедной атакой катера против линкора руководил Аксель Берг, будущий заместитель министра обороны СССР и адмирал-инженер. Он, собственно, и управлял катером с борта ЮГ-1. Любопытно, что при отработке аппаратуры изначально уделялось внимание обеспечению устойчивости ее функционирования в условиях радиопомех, причем передатчик помех тоже сделали сами.

К 1934 году в каждой из бригад торпедных катеров на Балтике, Черном море и Тихом океане имелся дивизион радиоуправляемых торпедных катеров. В отдельных дивизионах, не входивших в бригады, тоже были отряды дронов – все с приданными гидросамолетами МБР-2. В 1937-м аппаратурой радиоуправления была оснащена часть более совершенных, нежели Ш-4, торпедных катеров типа Г-5. Таким образом, СССР стал первой (и единственной) в мире страной, развернувшей целые флотские части с дистанционно управляемыми торпедными катерами. Однако начавшаяся война внесла коррективы в первоначальные замыслы по их использованию. В качестве радиоуправляемых они не задействовались из-за сложившейся оперативно-тактической и тактической обстановки, хотя бы потому, что самолеты МБР-2 оказались крайне уязвимыми в условиях завоеванного противником господства в воздухе. Катера применялись в обычной ипостаси, то есть с экипажами на борту.

За рубежом безэкипажные катера рассматривались в первую очередь в качестве взрывающихся. Один подобный катер отечественной разработки получил в 1939 году и Балтийский флот. То был скоростной, развивавший более 70 узлов радиоуправляемый катер-дымзавесчик ДЗ, который при необходимости можно было загрузить полутонной взрывчатки и использовать как брандер-таран.

Идея безэкипажных боевых кораблей оказалась востребованной после войны – в 60–70-е в СССР были созданы телеуправляемые тральщики нескольких проектов, включая быстроходные.

Боевые катера на воздушной подушке, созданные в КБ Владимира Левкова, развивали скорость более 70 узлов

Говоря об экзотике, опередившей время на десятилетия, следует упомянуть и первые в мире амфибийные боевые катера на воздушной подушке, созданные в конструкторском бюро под руководством Владимира Левкова. Это были Л-5 («Торпедный катер выполз на берег и скрылся в лесу»), развивавшие скорость более 70 узлов, – ТКЛ-1, ТКЛ-2, ТКЛ-3 и ТКЛ-4 с двумя 450-мм торпедами каждый и посыльно-противолодочные Л-9 – ТКЛ-20, ТКЛ-21 и ТКЛ-22, вооружаемые глубинными бомбами. Все они вступили в строй Балтийского флота в 1939–1941 годах, причем последние три – уже после начала войны. За характерный, совершенно необычный облик они получили на флоте прозвище «крокодилы». Увы, детские болезни, прежде всего перегрев двигателей, не позволили применить их в бою. «Крокодилы» были законсервированы. Один из них – типа Л-5 продолжили испытывать и после войны. Катера Левкова стали предшественниками серийных десантных кораблей и катеров на воздушной подушке, которые начали поступать в ВМФ Советского Союза на рубеже 60–70-х.

Поскольку, забежав далеко вперед, мы упомянули десантные корабли, то, говоря об арсенале 1941 года, надо бы опровергнуть миф о том, будто в СССР не было перед войной таких специализированных боевых единиц. Имелись, пусть и в малом количестве. Речь вовсе не о доставшихся еще от царского флота судах-«эльпидифорах» (некоторые из них сохранились на Черном море как канонерские лодки типа «Красная Абхазия») и плоскодонных «болиндерах» (они все оказались в гражданском флоте), а о 720-тонных самоходных десантных баржах типа СБ. Их построили в 1940-м по специальному проекту в количестве, по разным оценкам, от четырех до шести штук. Предназначались они для сформированной в спешном порядке бригады морской пехоты Балтийского флота. Баржи имели аппарели в носу и по бортам, позволявшие десантировать кое-какую боевую технику. К сожалению, эти корабли оказались слишком тихоходными и недостаточно мореходными, хотя и применялись во время войны в качестве транспортов.

Кроме того, в начале Великой Отечественной удалось достроить на Балтике шесть заложенных ранее самоходных десантных тендеров, перевозивших до 50 морских пехотинцев с оружием. Конечно, этого было совершенно недостаточно, а постройка уже в ходе войны самоходных десантных мотоботов-тендеров тоже стала лишь паллиативным решением проблемы. Только в 1945-м СССР получил по ленд-лизу от США пехотно- (типа LCI) и танкодесантные (LCT) корабли, которые приняли участие в войне с Японией. Они, кстати, были даже меньше, чем наши самоходки СБ, поставить нашему ВМФ что-то более существенное располагавшие огромным амфибийно-десантным флотом, в том числе крупными танконосцами, американцы не пожелали.

Опубликовано в выпуске № 41 (754) за 23 октября 2018 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц