Версия для печати

Неуправляемый фугас "Джихада"

Ивлетшин Дамир
В августе в Казани должно состояться второе заседание "круглого стола" "Россия и исламский мир: стратегическое видение". Напомним, первый форум прошел в Москве 27-28 марта и оказался весьма представительным. Главное, что он подтвердил: у России в мусульманском мире особый статус. И этим нужно воспользоваться. Так что с полным основанием можно прогнозировать, что продолжение этого "круглого стола" будет способствовать дальнейшему налаживанию основанного на искренней заинтересованности сотрудничества России с мусульманским миром. А само сотрудничество может стать большим успехом в деле предотвращения новых глобальных конфликтов.


"ЕВРОПЕЙСКИЙ КРОВ" ДЛЯ МУСУЛЬМАНСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА ОПАСЕН НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ РОССИИ


В августе в Казани должно состояться второе заседание "круглого стола" "Россия и исламский мир: стратегическое видение". Напомним, первый форум прошел в Москве 27-28 марта и оказался весьма представительным. Главное, что он подтвердил: у России в мусульманском мире особый статус. И этим нужно воспользоваться. Так что с полным основанием можно прогнозировать, что продолжение этого "круглого стола" будет способствовать дальнейшему налаживанию основанного на искренней заинтересованности сотрудничества России с мусульманским миром. А само сотрудничество может стать большим успехом в деле предотвращения новых глобальных конфликтов.
{{direct_hor}}
Как известно, мартовский "круглый стол" "Россия и исламский мир: стратегическое видение", организованный и проведенный МИД РФ и российской Торгово-промышленной палатой, собрал делегации из 18 мусульманских стран и привлек общественное внимание, причем не только на Востоке, но и на Западе. В СМИ, к примеру, был широко растиражирован ответ ведшего первое заседание Евгения Примакова на вопрос одного из журналистов, почему для участия в форуме не были приглашены представители США. "Мы бы обязательно пригласили представителей США, если бы это государство вошло в состав России либо принадлежало к исламскому миру", - ответил Евгений Максимович.

Можно это отнести к юмору. Тем не менее ответ очень символичен. Еще раз повторим: у России в исламском мире особый статус. По численности коренного мусульманского населения Россия - третья в мире немусульманская страна после Индии и Китая.

Неприятие идеологии капитализма в свое время стало основой для сотрудничества некоторых восточных правительств с СССР. Однако официальный атеизм отталкивал значительную часть мусульманской общественности. В наши дни многие в странах ислама надеются обрести в обновленной России надежного союзника.

Российская Федерация - единственная, кроме КНР, держава, которая может поддержать страны третьего мира в стремлении построить альтернативную капиталистическому обществу социально-экономическую модель. Однако Китай в своей внешней и внутренней политике ориентируется на собственно китайские интересы, поэтому мусульмане, предвидя возможное в скором будущем идеологическое противостояние с "китаизмом", явно предпочтут Россию - если она сделает шаги навстречу.

Некоторые действия российского руководства, такие как, например, получение статуса наблюдателя при Организации Исламской конференции (ОИК), а также вышеупомянутый "круглый стол", вполне отвечают ожиданиям тех, кто ищет в России если не стратегического партнера, то хотя бы тактического союзника. В свою очередь, и Российская Федерация (как государство) явно заинтересована в сотрудничестве как с отдельными странами ислама, так и с мировой мусульманской общественностью. При этом не последнее место в ряду различных социальных и экономических факторов занимает интерес к совместной борьбе с "мусульманским экстремизмом" - явлением, с которым Россия, к сожалению, столкнулась всерьез.

В этой борьбе, помимо существенной составляющей в виде сотрудничества спецслужб, чрезвычайно актуальна организация совместного идеологического противодействия экстремизму. По сути, прикрывающаяся мусульманской риторикой идеология группировок "борцов с неверными" - это инструмент разжигания и углубления конфликтов. В мусульманской среде сегодня усиливается противостояние между поборниками традиционного ислама, то есть подлинного учения, основанного на Коране и заветах пророка Мухаммада, и теми, кто, как сказано в Священном Писании мусульман, "толкует религию в угоду своим страстям" (Коран, 7;3).

В России уже достаточно давно специалисты из числа светских ученых-религиоведов и самих приверженцев ислама разоблачают несоответствие идеологии воинствующих группировок тому, что велит российским мусульманам шариат. Для примера можно назвать труды одного из наиболее авторитетных российских исследователей мусульманского права профессора Л. Сюккияйнена и известного богослова Ш. Аляудинова. Усилия этих людей становятся в один ряд с усилиями многих других ученых и религиозных деятелей во всем мире, пытающихся развеять миф о неизбежности противостояния двух цивилизаций: христианской (под которой весьма необоснованно подразумевают "западную") и мусульманской.

Однако в России на сегодняшний день, к сожалению, антироссийская пропаганда под националистическими и религиозными лозунгами успела пустить глубокие корни, и идеологическая борьба с тем же мусульманским экстремизмом требует гораздо большего участия и государства, и общества. После десятилетий господства "советской" идеологии, с ее падением обнаружилось массовое невежество в вопросах религиозной культуры, ставшее питательной почвой для внушения ложных идей. Государство же не смогло своевременно разработать и внедрить подходы к политике в вопросах взаимоотношений с национальными меньшинствами и религиозными конфессиями. Следствием хаотичности восприятия массами основанных на религии идей стало распространение среди обращающихся к исламу верующих как позитивного образа мышления, соответствующего подлинному духу учения Мухаммада, так и экстремистских взглядов. При этом экстремистская пропаганда базируется на хорошо организованной и широко разветвленной международной сети сектантских группировок. В то время как поборники подлинного ислама зачастую оказываются "одинокими воинами".

Как в России, так и в остальном мире, включая мусульманские страны, взаимодействие и организация сил, противостоящих экстремизму, пока что не адекватна уровню угрозы. Распространение объективной информации о подлинных установках ислама, разработка и утверждение принципиальных позиций во взаимоотношениях мусульман с Российским государством, взаимодействие в решении социально-экономических проблем - все это насущные направления сотрудничества Российской Федерации с мусульманским миром.

Кстати, в итоговом коммюнике первого заседания "круглого стола" "Россия и мусульманский мир: стратегическое видение" заявлена инициатива участников по созданию при ООН рабочей группы для осуществления межцивилизационного диалога. Это та форма отношений, которую Россия и мусульманский мир предлагают странам другой культуры. Воплощение этой идеи может стать большим шагом вперед в борьбе с глобальными угрозами человечеству, одной из которых является международный терроризм.

Россия и мусульманские страны могут получить возможность гораздо эффективнее координировать свои усилия и разъяснять мировой общественности истинное положение вещей. Однако такая инициатива может, что уже прогнозируется, встретить противодействие со стороны определенных политических кругов Европы и Соединенных Штатов. В наши дни влиятельные силы в ряде европейских стран и США "заигрывают" с международным экстремизмом.

К чему это может привести, стало понятно после терактов в Европе. Люди обнаружили, что в их странах получили прибежище воинствующие "экстремисты от ислама". На родине идеологию подобных радикальных группировок собрания мусульманских ученых единогласно объявляют преступной и противоречащей канонам религии, однако на немусульманском Западе эти организации получают возможность продолжать и развивать свою деятельность.

В "политкорректном" Лондоне представители некоторых "мусульманских" организаций несколько лет назад охотно рассказывали репортерам о своем участии в боевых действиях против российских войск на Северном Кавказе и заявляли о своей готовности сражаться "с врагами ислама" по всему миру. Учитывая, что каждая такая группа "борцов с неверными" сама решает, кого и когда считать "врагами мусульман", стоит ли удивляться, что и в Британии кое-кто из них нашел себе "боевое применение"?

Между тем ведущие богословы мусульманского мира уже давно говорят, что "джихад" неких самостоятельных группировок, ставящих своей целью "всемирную войну с неверными" и считающих, что на этой войне "все средства хороши", в корне противоречит учению ислама. Не стоит ли европейской общественности быть внимательнее к их словам?

И, однозначно, европейцам стоит понять, что зачастую в современном мире "борцы за свободу" и террористы - это две стороны одной медали. На самом деле, войну с Россией как "праведную борьбу за свободу" певцы "чеченского сопротивления" преподносят только европейскому обывателю. Финансирование, поддержка оружием и людьми идут на Северный Кавказ как для "авангарда всемирного джихада". Те самые информационные ресурсы экстремистов, вроде www.kavkazcenter.org, которым Европа и США дают возможность активно функционировать на своей территории, пропагандируют войну с Россией как религиозный джихад и призывают мусульман всего мира в нем посильно участвовать. И "европейский кров" "борцам за свободу чеченского народа" становится "крышей" для мусульманского экстремизма, проводником террора. Недавний суд в Париже над участниками международной группировки, готовившими теракты против российских учреждений во Франции, - еще одно тому доказательство. А ведь такие группировки - это неуправляемый фугас. Не имеющая отношения ни к какой религии идеология разрушения делает их опасными для всех.

Дамир ИВЛЕТШИН
полковник запаса, кандидат исторических наук

Опубликовано в выпуске № 28 (144) за 26 июля 2006 года

Loading...
Загрузка...
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц