Версия для печати

За что Пе-2 с проституткой сравнивали и где его «коммунистическое место»

Почему Ли-2 такой толстый, Ил-2 горбатый, а «пешка» такая худая?
Кустов Максим

Когда бог наводил порядок на земле, авиация в воздухе была – это изречение, наверное, знакомо каждому, кому довелось послужить, или хотя бы побывать в авиационной части. Авиационный юмор, надо полагать, родился вместе с авиацией и уже первые вылеты аэропланов сопровождались любопытными комментариями.

Воспоминания Владимира Темерова (сайт «Я помню») штурмана Пе-2 дают возможность составить представление о том, как в годы Великой Отечественной шутили те, кто воевал на пикирующих бомбардировщиках.


Популярен у них был такой анекдот: «Почему Ли-2 такой толстый, Ил-2 горбатый, а «пешка» такая худая? Потому что Ли-2 всю войну спекулировал, штурмовик всю войну на себе вынес, а «пешку», как проститутку бросали, и в разведчики, и истребители, и пикирующие бомбардировщики».


У экипажей транспортных Ли-2 (был и бомбардировочный вариант), бывавших часто на тыловых аэродромах, действительно была возможность при желании заняться коммерцией. Закупка, например, соли в районах ее добычи при перепродаже  в лишенных соляных промыслов регионах давала очень серьезную прибыль, и некоторые члены экипажей транспортных самолетов не упускали такую возможность…


Ил-2 действительно всю войну на себе вынес, без него и Победа пришла бы позже.


Но непонятно - почему Пе-2 за его разнообразные возможности надо было именно с сотрудницей сферы сексуальных услуг сравнивать? Не они одни многое умеют. И почему худоба ассоциируется с «легкомысленным» образом жизни?
По дороге на фронт довелось штурману Темерову переночевать в Минске в гостинице, которую неофициально прозвали «Красный клоп», надо полагать, в честь постоянно проживающих в ней насекомых. Была в этом гостеприимном заведении еще одна особенность: «Чтобы не украли, снимаешь сапоги и ставишь в них ножки кровати, на которой спишь. Только тогда можешь быть уверен, что утром их найдешь на месте». У моряков – крейсера «Красный Крым» и «Красный Кавказ»,  а у летчиков – гостиница «Красный клоп»…


После прибытия на фронт довелось молодому штурману Темерову узнать, что такое «коммунистическое место» в строю бомбардировщиков: «Это крайний правый или левый ведомый замыкающих троек в зависимости от выполняемого поворота над целью. Радиус разворота у него максимальный и он дольше всех находится в зоне огня. Поэтому экипаж, летящий в строю на этом месте, должен быть «беззаветно преданным своей Родине».


Шутка для того времени выглядит достаточно рискованной, какой-нибудь «бдительный товарищ» мог и политическое дело состряпать за юмор о «коммунистическом месте». Но обошлось, наверное, сработал принцип –авиация в воздухе была…


Но и  без чувства юмора выдерживать напряжение боев было бы намного труднее. В свой первый боевой вылет штурман Владимир Темеров отправился на Пе-2, поставленном как раз на самое опасное – «коммунистическое место» в строю.
Самолет этот, прозванный в полку «Орел», был украшен рисунком – красивый орел сидел на заснеженном утесе. Вот только разукрашенная  машина эта была довоенной постройки, и ресурс ее был уже практически выработан…  Без шуток выдерживать такие боевые вылеты невозможно было бы.


И, конечно, экипажу надо было быть в самом деле  беззаветно преданным своей Родине.


Максим Кустов

 

 

Вниманию читателей «ВПК»

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц