Версия для печати

Украина в поисках прошлого

Удастся ли Наполеону одолеть Богдана Хмельницкого
Уткин Александр

28 октября Украина отметила День освобождения от немецко-фашистских захватчиков. Это едва ли не единственный праздник, связанный с Великой Отечественной войной, который был установлен в незалежной.

Произошло это, как ни странно, в 2009 году, когда в кресле президента восседал Виктор Ющенко, ярый хулитель и СССР, и России. «Это был довольно нетипичный шаг с его стороны», – отмечает украинская интернет-газета «Страна».

 

Сетевой бунт

 

Далее издание предполагает: «Вероятным объяснением могло быть то, что Ющенко старался исторически обосновать отдельность Украины даже в те исторические эпохи, когда она отдельной не была. Мол, теперь у нас свой День Победы над фашистами». И утверждает, что в ту пору «праздник всенародным не стал – сильную конкуренцию ему составляло 9 мая». Однако ситуация стала потихоньку меняться в последние годы: «Ющенковский праздник, придуманный, чтобы отделить украинскую историю от российской, внезапно приобрел привкус внутреннего бунта против действующей власти».

 

Правда, в социальных сетях он выглядит по-разному. Вот что, в частности, прозвучало в посте в Facebook историка и политолога Дмитрия Заборина: «Национальное государство в границах, с которыми для нас всегда рисуется Украина, не было просто подарено по странной доброте Ленина, Сталина и Хрущева. За него заплатили большую цену. На братских могилах по всей стране – украинские фамилии. Рядом с русскими, казахскими, грузинскими... Если на каждом населённом пункте, где лежат солдаты, поставить звездочку, пустых мест на этой звездной карте почти не будет. Может быть, все эти парни и не хотели погибать, но они погибли, скрепив своей кровью формат нашей с вами судьбы. Кто-то теперь может утверждать, что какие-нибудь эсэсовцы или националистические партизаны умирали правильнее, поскольку у них была идея правильнее. Только вопрос заплаченной цены сразу ставит точку в споре. А от «правильных идей», дождавшихся своего часа, чтобы победить задним числом, люди бегут сотнями тысяч не оглядываясь».

 

Куда жестче мнение адвоката, депутата Верховной Рады 5-го и 6-го созывов, экс-министра юстиции Елены Лукаш: «28 октября – День освобождения Украины от фашистских захватчиков. Помним о Великой Жертве и Великом Подвиге, о Великой Отечественной войне и ее Героях. Помним, как бы ни старались уничтожить эту память потомки фашистов. Подвигу героев не будет забвения. Наши сердца полны благодарности. За доблесть, за смелость, за отданные жизни. Во имя будущего, во имя нас. Низкий поклон. Вечная память.

 

«Наше дело правое, мы победим!»

В Хронологии истории Львова вы не найдете упоминаний о захвате города гитлеровцами, сопровождавшемся страшным еврейским погромом

 

Однако в социальных сетях высказываются и сторонники нынешнего идеологического курса киевского режима. Они считают, что, освободившись от нацистов, Украина попала под «советскую оккупацию».

 

Например, профессор Тернопольского экономического университета Николай Лазарович написал в Facebook: «сегодня, 28 октября 2018 – День изгнания немецких нацистов из Украины. Одних выгнали, другие пришли. Итак, должны прилагать усилия, чтобы как можно быстрее установить еще одну памятную дату – День освобождения Украины от российских нацистов».

 

Бывший политзаключенный, журналист Дмитрий Василец считает иначе: «Сегодня день освобождения Украины от нацистов..., у режимников (вятровичей, кириленок, тягнибоков, геращенок, порошенок и т.д.) по идее траур».

 

А Мирослава Бердник, известная на Украине как публицист-оппозиционер (кстати, дочь видного советского диссидента и писателя-фантаста Александра Бердника) негодует: «Сегодня в школах, с экранов телевизора, со страниц газет, из интернета каждый час и каждую минуту нам и нашим детям дорвавшиеся до кормила власти внуки и дети коллаборационистов внушают, что именно бывшие у нацистов на подхвате и есть истинные победители и борцы с нацизмом».

 

Львовское разномыслие

 

Справедливость слов Мирославы подтверждает состоявшейся 14 октября в общепризнанной столице Галичины военный парад. По проспекту Свободы Львова промаршировали подразделения ВСУ, Национальной гвардии, пограничников... Свыше тысячи человек. Проехало до полусотни единиц боевой техники.

 

Открыли прохождение ветераны УПА со своим штандартом. Причем в группу из полутора-двух десятков недобитых бандеровцев не постыдился затесаться офицер-отставник в советском мундире. Хотя о воинах-украинцах, сражавшихся в рядах Красной армии во время Великой Отечественной, диктор, громогласно комментировавший парад, не сказал ни слова. Зато прочел текст с упоминанием «борьбы» боевиков УПА с немецкими оккупантами и «радяньскими карателями»... Что проиллюстрировало шествие обряженных в одеяния а-ля бандеровец местных реконструкторов с оружием 1940-х годов.

 

Еще одна группа активных любителей прошлого незалежной, наверняка, вызвала недоумение у львовян, хорошо знающих историю родного города. Ибо прошагали перед ними «запорожские казаки» в соответствующем облачении, с саблями наголо. А ведь Львов с украинским казачеством тесно связывают, прежде всего, три события.

 

16 июня 1578 года в городе был казнен Иван Подкова - казачий кошевой атаман и неудачливый претендент на престол господаря Молдавии.

 

В октябре-ноябре 1648-го Львов осадило войско Богдана Хмельницкого. Гетман не стал штурмовать городские укрепления. Он приказал отряду под

предводительством Максима Кривоноса захватить Высокий замок неподалеку от львовских стен. Приступ завершился успехом, однако Кривонос был тяжёло ранен и вскоре умер. В отместку казаки подвергли жестокой казни пленных на глазах у гарнизона и горожан. В итоге львовяне выплатили Хмельницкому огромный откуп в несколько сот тысяч злотых, и осада была снята. Она до сих пор очень памятна греко-католикам, коих во Львове большинство: запорожцы тогда захватили собор святого Юра и вырезали прятавшихся в нем униатов.

 

25 сентября – 8 ноября 1655 года Хмельницкий вновь осаждал город. Но безрезультатно...

 

Эти даты, кстати, есть в Хронологии истории Львова, размещенной в Википедии. Что характерно: вы не найдете там упоминаний о захвате города вермахтом в 1941-м, сопровождавшемся страшным еврейским погромом, и освобождении советскими войсками в 1944 году.

 

Напротив, очевидно, будет записано в городскую летопись открытие Дома воина в здании, которое более 27 лет занимал ликвидированный российский Культурный центр, Теперь в нем представлена иная «культура»: в частности, демонстрируются предметы из коллекции львовянина, майдановца, участника боевых действий на востоке Украины Владимира Правосудова – старинное оружие времен Наполеона, Первой и Второй мировых войн. В будущем планируется увеличивать экспозицию, презентовать книги, фильмы, выставки о боевых действиях на Донбассе.

 

Тенденция однако!

  

Александр УТКИН

 

 

Вниманию читателей «ВПК»

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц