Версия для печати

"Маски-шоу" президента Ющенко

Борисов Владислав
14 сентября на Украину (президент Ющенко - на снимке) начали прибывать иностранные военные подразделения для участия в международных учениях сил специальных операций SOFEX-2008, к которым привлекаются и украинские военные. Они будут проводиться как на Украине, так и на территории Венгрии, Румынии и в акватории Черного моря. Предусматривается участие в учениях подразделений спецназа от упомянутых стран, а также от США, Швеции, Латвии, Литвы, представителей от Грузии, Польши, Турции, Хорватии, Албании и Македонии. Замыслом учений предусмотрена отработка спецназом вопросов разведки и проведения специальных операций.


СПЕЦПОДРАЗДЕЛЕНИЯ НАТО ГОТОВЯТСЯ К БОЕВЫМ ДЕЙСТВИЯМ НА ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ


14 сентября на Украину (президент Ющенко - на снимке) начали прибывать иностранные военные подразделения для участия в международных учениях сил специальных операций SOFEX-2008, к которым привлекаются и украинские военные. Они будут проводиться как на Украине, так и на территории Венгрии, Румынии и в акватории Черного моря. Предусматривается участие в учениях подразделений спецназа от упомянутых стран, а также от США, Швеции, Латвии, Литвы, представителей от Грузии, Польши, Турции, Хорватии, Албании и Македонии. Замыслом учений предусмотрена отработка спецназом вопросов разведки и проведения специальных операций.
{{direct_hor}}


Фото ИТАР-ТАСС
НЕМНОГО ПРЕДЫСТОРИИ И "ИГРЫ" НЫНЕШНЕГО ГОДА

Идея упомянутых учений возникла несколько лет назад по инициативе американской стороны. Предложенный ими вариант сценария учений внешне выглядит безукоризненно: "очередная" террористическая группировка использует территорию ряда стран Восточной Европы для подготовки и транзита своих боевиков, оружия и т.п. в "проблемные страны" региона. Нетрудно догадаться, что под проблемными территориями упомянутого региона традиционно подразумеваются Балканы, Приднестровье и Кавказ. Естественно, что "крутые" парни из американского спецназа приходят на помощь своим менее опытным и обученным коллегам из стран, на территории которых проводятся учения. До этого американская сторона провела похожие учения на территории стран Прибалтики, являющихся членами блока НАТО.

Запросы американцев вполне соответствовали характерному для них "стилю" поведения. Они привыкли рассматривать территорию других стран как зону ответственности своего того или иного регионального командования, а вооруженные силы этих же стран - не более чем придаток, призванный обслуживать вопросы подготовки и применения соединений и частей американской армии в том или ином регионе мира.

Список "пожеланий" включал, например, отработку вопросов ведения переодетыми в гражданскую одежду американскими спецназовцами оперативно-розыскной деятельности в некоторых городах Западной Украины по "выявлению террористов и их сообщников". Также было озвучено желание выполнить разведывательные полеты беспилотных летательных аппаратов над территорией областей этого региона, преимущественно вне территории учебных центров и полигонов военного ведомства. Привычка "стелиться" перед заморскими визитерами привела к тому, что эти и многие другие абсурдные и противоправные требования почти были приняты украинской стороной. К счастью, в военном ведомстве и других силовых структурах все же нашлись немногочисленные должностные лица, не побоявшиеся сказать "нет" планам, реализация которых шла вразрез с понятием суверенитета и неприкосновенности границ страны. В итоге эти учения в 2007 году проводить не стали.

Но подготовка учений все равно продолжалась. Боязнь вполне справедливых возмущений со стороны своих сограждан доходила до абсурда. Например, на официальном сайте украинского военного ведомства (www.mil.gov.ua) сообщалось о проведении совместно с иностранными партнерами рекогносцировки района предстоящих учений. Но о самих учениях скромно писалось, что они посвящены благородным целям - ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и проведению спасательных работ по оказанию помощи местному населению.

В этом году работа по подготовке учений активизировалась на всех уровнях, начиная от принятия соответствующего закона парламентом страны, дающего право допуска иностранных подразделений спецназа на территорию Украины. Сценарий, безусловно, также пришлось несколько уточнить, сделав "крен" от правоохранительной тематики по силовому противодействию террористической деятельности в сторону военной составляющей борьбы с терроризмом, прежде всего путем ведения специальной разведки и проведения специальных мероприятий.

Рациональное зерно в учениях, безусловно, есть, так как для военных подобные вещи всегда являлись высшей формой подготовки войск. Но, к сожалению, привычка украинских чиновников на многих уровнях идти на поводу у своих заокеанских "партнеров" в данном случае привела к фактическому "вымыванию" рациональности учений. Формально заявлено о проведении именно "классических" учений с привлечением войск. В реальности значительный акцент сделан на работу органов управления, при этом боевых подразделений от войск к учениям привлекается минимум. Никто не спорит с тем, что нельзя одинаково подходить к вопросам подготовки и применения спецназа и пехоты. Но ни одна из частей специального назначения украинской армии и даже отряд от них в полном составе на учения не привлекаются. И в беседе с автором знакомые офицеры из частей армейского спецназа не скрывали своего возмущения тем, что от них выделяется всего лишь по небольшой группе специального назначения численностью около десятка человек. Зная, что подобных частей в составе ВС Украины всего три, нетрудно догадаться, что от нашей страны реально "воевать" в поле будут около 30 человек, не считая штабов и подразделений обеспечения. При таком охвате обучаемых мероприятие начинает приобретать видимость всего лишь командно-штабных учений. Складывается впечатление, что эти учения затеяны не для подготовки войск, а для демонстрации лояльности зарубежным "партнерам" и саморекламы некоторых должностных лиц, причастных к украинскому спецназу.

ПОДВОДНАЯ ЧАСТЬ АЙСБЕРГА И РЕАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УКРАИНСКОГО СПЕЦНАЗА

Особый интерес вызывает сама идея учений в первоначальной интерпретации представителей командования американских сил специальных операций. Ведь речь не идет о действиях спецназа в украинском правовом поле уже "объявленной" войны или миротворческой операции. В тех же США с группой боевиков-террористов на своей национальной территории в первую очередь начинают бороться правоохранительные органы, но отнюдь не военные (им, безусловно, отводится определенная роль, но далеко не "первой скрипки"). В примере с упомянутыми учениями все поставлено с ног на голову, и за "террористами" на территории Украины должны уже "гоняться" американские "зеленые береты" в компании с украинским, венгерским и румынским армейским спецназом. Подменяя при этом собой Центр специальных операций по борьбе с терроризмом Службы безопасности Украины и другие спецподразделения, изначально создаваемые на Украине для решения подобных задач.

Среди украинских военных есть понимание того, что на самом деле кроется за настойчивым желанием американских военных провести такие учения, но не хватает мужества признаться в этом открыто. Хотя достаточно обратиться к плохо скрываемым самими же американцами "первоисточникам". В руководящих документах по применению сил специальных операций ВС США прямо сказано, что подобные мероприятия для них - освоение районов их возможного применения в кризисной ситуации, а также подготовка подразделений вооруженных сил принимающих стран с тем, чтобы в случае необходимости получить готовое "пушечное мясо", таскать "каштаны из огня" чужими руками. К тому же это вполне откровенно подтвердил адмирал Ерик Олсон (Eric T. Olson), возглавляющий Командование сил специальных операций американских Вооруженных Сил в своем выступлении 3 марта этого года в Вашингтоне во время заседания "Форума лидеров в сфере национальной безопасности".

И хотя сами учения напрямую трудно увязать с нынешними событиями в регионе вокруг Грузии, определенная связь есть. Ведь по своей сути на территории нашей страны происходит изучение и освоение американцами того, что на языке военных называется просто - "театр военных действий".


Украинские спецподразделения прошли через боевую обкатку в Ираке.
Фото с сайта www.defencelink.mil
А мы при этом сами упрощаем кому-то решение этой задачи, очень мало имеющей общего с понятиями суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ страны.

Безусловно, можно понять позицию руководства недавно созданного управления специальных операций украинского Генштаба. Ему нужна демонстрация "достижений и побед" в деле развития спецназа. Действительно, привлекая всего несколько групп спецназа, удается создать видимость бурной активности и достигнутых успехов, что среди военных называется одним словом - "показуха". Но 2-3 группы спецназа не могут заслонить собой всех проблем двух полков специального назначения в составе Сухопутных войск и аналогичной части в составе ВМС.

Ведь вместо "показушных" игр украинский спецназ ждет совсем другой помощи от недавно созданного управления специальных операций Генштаба ВС Украины. Прежде всего нового оружия, техники и снаряжения, высокого уровня боевой подготовки, достойного жилья, надлежащего финансирования и многого другого. Но об осуществлении этой "мечты" говорить пока рано, ибо самореклама ряда чиновников в погонах и их реальная кропотливая работа - это "две большие разницы". Неслучайно даже экс-министр обороны Украины, а ныне депутат парламента Анатолий Гриценко, поддержавший в свое время идею создания сил специальных операций в составе украинской армии, дал жесткую оценку проводимого нынешним руководством военного ведомства курса. По его словам, сейчас ":необходимо выполнить "Программу развития сил специальных операций". Силы специальных операций - это наиболее боеготовый компонент: Вооруженных Сил. В частях спецназа и боевых группах даже логика, дух и этика взаимоотношений строятся на принципах, которые я планировал распространить на будущую профессиональную армию. Вынужден констатировать, к большому сожалению, выполнение "Программы развития сил спецопераций" министр Ехануров сорвал. Это не вопрос бюджета или Кабмина, это именно вопрос Минобороны в рамках того бюджета, который выделен. На этот год предусматривалось дополнительно 300 млн. гривен на спецназ. Когда я подписывал программу, все в Генштабе и Минобороны четко понимали, что, каким бы ни был общий бюджет Минобороны, деньги будут выделены кровь из носу. Даже путем сокращения расходов по другим направлениям. Потому что части спецназа способны тактическим подразделением выполнять задачи, без преувеличения, стратегической важности. Это элита армии. Они способны действовать на суше, с воздуха, из-под воды. Группа из четырех-пяти человек способна блокировать любой штаб, пункт управления, аэродром или порт противника, захватить пусковые установки ракет. Это профессионалы, способные выполнять асимметричные действия, в том числе за пределами территории страны. Чтоб убедить агрессора, кем бы он ни был, что продолжение агрессии против Украины чревато для него серьезными проблемами на собственной территории. И вот такая важная программа была сорвана! На начальном этапе планирования в Генштабе и Минобороны, когда был утвержден бюджет, на нее выделили вместо 300 примерно 160 млн. (на бумаге), а по факту - вдвое меньше. Не будут закуплены современные системы связи, оружие и боеприпасы, парашюты: Никто из руководства Минобороны при молчаливом Генштабе не сказал президенту, что выделить деньги на развитие сил спецопераций - это намного важнее для обороны страны, чем проводить парад (более 80 млн. гривен) и строить в Батурине еще один, 18-й по счету, лицей (50 млн. в текущем году - на документацию и сотни миллионов в следующем - на строительство)".

Остается добавить, что экс-министром дана очень красноречивая оценка происходящего. Только не понятно, неужели украинскому военному ведомству нужна подобная "помощь" и советы со стороны, чтобы понять простые истины, гласящие, что современные и эффективные силы специальных операций - это долгий, кропотливый и дорогостоящий труд, а не "маски-шоу", "сыгранные" по чужим "нотам" во время международных учений сил специальных операций.

Владислав БОРИСОВ
Киев

Опубликовано в выпуске № 37 (253) за 17 сентября 2008 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц