Версия для печати

Боевая колбаса

Аэростаты рекомендовали вражеским бомбардировщикам держаться повыше
Барановский Константин

Кадры кинохроники про оборону Москвы или Ленинграда трудно представить без аэростатов заграждения. Казалось бы, мешок, наполненный газом, фиксируемый тросом на месте, чтобы не улетел, а какая эффективность!

Аэростаты заграждения использовались для повреждения самолетов при столкновении с тросами, оболочками или подвешиваемыми зарядами взрывчатого вещества. Начало применения – Первая мировая. 23 июля 1917 года австро-венгерская авиация при атаке итальянских позиций потеряла четыре самолета вследствие повреждения тросами аэростатов заграждения. Это, как принято считать, первая победа нового средства ПВО.

Небесная стража

В декабре 1930 года Реввоенсовет СССР принял постановление «О противовоздушной обороне тыла», в котором впервые заходит речь о формировании частей аэростатов заграждения.

Во время Второй мировой с помощью привязных аэростатов выполнялись боевые задачи по организации противовоздушной обороны крупных городов страны, по наблюдению за войсками противника и корректировке огня артиллерии, по подготовке парашютистов-десантников.

Максимальная высота подъема разных типов аэростатов варьировалась от 2,8 до 5,2 километра

К началу войны Красная армия располагала десятью дивизионами аэростатов заграждения. Это был законченный боевой комплекс. Такую воздушную минно-тросовую завесу, которую обеспечивали посты с тандемными или одиночными аэростатами, можно было по масштабу и эффекту сравнить с заминированной акваторией. С 1941 по 1944 год, по сообщению фронтовых частей ПВО, зафиксировано более 121 столкновения самолетов с тросом аэростатов заграждения.

За годы войны в составе Красной армии были сформированы три дивизии и 17 отдельных дивизионов аэростатов заграждения, 10 отдельных дивизионов аэростатов наблюдения и один отдельный воздухоплавательный отряд ВДВ. В общей сложности насчитывалось около трех тысяч постов и более 50 тысяч человек личного состава. Наличие в системе ПВО аэростатов заграждения вынуждало самолеты противника летать на больших высотах и затрудняло прицельное бомбометание с пикирования.

Система противовоздушной защиты Москвы к началу налетов люфтваффе включала 602 боевых самолета ПВО, 1044 зенитных орудия среднего и малого калибров, 336 счетверенных пулеметов, 618 зенитных прожекторов, свыше 600 постов воздушного наблюдения, оповещения и связи, 124 аэростата заграждения. Впрочем, Маршал Советского Союза Георгий Жуков в «Воспоминаниях и размышлениях» отмечал, что аэростатов нужно было в два раза больше. За один раз по всей системе обороны Москвы требовалось поднимать в воздух одновременно около 300 аэростатов. Аэростаты заграждения использовались для противовоздушной обороны многих городов СССР, в частности в Сталинграде действовали 6 и 26-й отдельные дивизионы.

За годы Великой Отечественной промышленностью Советского Союза было выпущено около 10 тысяч единиц различных типов привязных аэростатов: КО-1, КВ-КН, КАЗ, К6В-К6Н, БАЗ-136, МАЗ-1, АН-540, КАН-640, ДАГ-1. В войска поставлено около 10 миллионов метров троса и необходимое количество наземной техники: водороддобывающих установок, аэростатных лебедок, газгольдеров и др.

По окончании войны большинство воздухоплавательных частей расформировали, личный состав был демобилизован, техника сдана на базы, а затем списана.

Чем выше, тем толще

Оболочка аэростата делалась из прорезиненной баллонной материи, алюминированной снаружи, и потому имевшей яркий серебристый цвет. Аэростат наполнялся водородом, каждый кубический метр которого имел подъемную силу 1,1 килограмма. Устойчивость в воздухе обеспечивали три кормовых пневматических стабилизатора, наполняемых встречным потоком. К тросу аэростат присоединялся системой бортовых спусков и веревочных строп. К земле крепился бивачными веревками с каждого борта. Также использовался загрузочный балласт.

Масса оболочки аэростата – 150–240 килограммов. Она компактно складывается в чехол и переносится шестью бойцами. Наземная автолебедка ЛЗ-3 для запуска аэростата оборудовалась на шасси грузового автомобиля ГАЗ-АА грузоподъемностью 1,5 тонны. Аэростат поднимался в воздух одиночно, а для достижения большего статического потолка высоты подъема применялся тандем – два аэростата, последовательно закрепленных на одном тросе. На земле аэростаты наполнялись водородом на 50–70 процентов объема. При подъеме на высоту за счет уменьшающегося давления атмосферы газ в оболочке расширялся. При опускании происходит обратное явление: водород сжимается, но аэростат сохраняет упругость и форму за счет стягивающей системы или наполнения баллонета воздухом.

Cбить аэростат оказывалось делом непростым. Нижняя часть аэростата заполнялась простым воздухом, а не водородом. Обычный снаряд мог не сдетонировать и пройти насквозь, а огромный объем газа через маленькое отверстие выходил крайне медленно. Пробитый аэростат еще долго парил над объектом, а когда опускался, его могли отремонтировать в полевых условиях и снова использовать. Но попытки противодействовать аэростатам предпринимались во многих армиях. Простейшее устройство – параван, то есть трос, которые крепился впереди кабины бомбардировщика и расходился к концам крыльев. Проводились эксперименты на самолетах Ту-2 и Пе-2, нечто похожее немцы испытывали на Ю-88. У немцев и англичан были попытки установки на кромках крыльев специальных резаков. Но массовыми противоаэростатные приспособления так и не стали.

Опубликовано в выпуске № 43 (756) за 6 ноября 2018 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...