Версия для печати

Повестка для новой власти

Почему наши «фабрики мысли» работают с перебоями
Фаличев Олег
Коллаж Андрея Седых

Как добиться, чтобы власти не совершали ошибок в планировании развития страны? Как вооружить госструктуры необходимыми знаниями и методиками расчета рисков? Об этом шла речь на V всероссийской научно-практической конференции «Аналитика развития безопасности России: культура, инфраструктура и интеллектуальные технологии государственного управления».

Цель – выработать рекомендации по повышению эффективности аналитической деятельности в интересах качественного государственного управления. Конференцию открыли секретарь Общественной палаты РФ Валерий Фадеев и председатель исполкома ассоциации «Аналитика» Николай Бордюжа. С приветственным словом к собравшимся обратился заместитель секретаря Совета безопасности РФ Сергей Вахруков.

Вопросов накопилось много. Об этом можно судить хотя бы по количеству секций, которые начали работу сразу после пленарного заседания. На них рассматривались вопросы:

Система государственного целеполагания и планирования организована по отраслевому принципу. Это ведет к нестыковкам разрабатываемых стратегических документов
  • большая Евразия: вызовы и возможности;
  • системы управления национальными проектами (госпрограммами);
  • актуальные методики анализа национальной безопасности и их совершенствование;
  • культура и методология аналитической деятельности;
  • интеллектуальные технологии в государственном управлении: проблемы и пути решения;
  • актуальные задачи цифровизации госуправления;
  • подготовка специалистов-аналитиков;
  • негосударственные аналитические центры: проблемы и задачи деятельности.

Чрезвычайные и кризисные ситуации, стагнация в экономике, конфликты в обществе, коррупция – все это по большому счету результат плохой проработки важнейших вопросов социально-экономического развития страны. А еще последствия равнодушия чиновников к рекомендациям и выводам аналитического сообщества.

В большинстве ведущих стран – в США, Китае, Индии, Германии, Великобритании, даже в Аргентине наблюдается рост числа и авторитета аналитических центров. В Соединенных Штатах «Рэнд Корпорейшн» (RAND Corporation), одна из самых известных «фабрик мысли», выполняет функции стратегического исследовательского центра, работающего по заказам правительства, вооруженных сил и связанных с ними организаций.

Вместе с тем в распространяемой сегодня по многим каналам информации все меньше фактов и результатов серьезного анализа, зато больше субъективных мнений, являющихся элементами информационной войны. Это снижает уровень доверия к источникам, дискредитирует рациональное мышление как таковое.

Ценность системы по производству знаний резко возрастает в условиях кризисов и конфликтов, генерирующих новые вызовы. Именно поэтому для современной России важно наличие качественного «рынка идей» и сильных игроков на нем. Но если в тех же США 1872 аналитических центра, то у нас – всего 103. Более того, с 2008 года их стало меньше на четыре процента. Мы здесь на одном из последних мест.

Не является ли подобное положение дел результатом пренебрежения властной вертикали к общественному мнению? Как в этой ситуации собирается работать ассоциация «Аналитика»? Эти вопросы «Военно-промышленный курьер» задал Николаю Бордюже.

«Я бы не стал придавать значение числу подобных центров. Может быть, достаточно одного, который готовил бы всеобъемлющую аналитику, помогал руководству объективно смотреть на положение дел в стране и за рубежом. Мы для этого и объединились в ассоциацию. А во-вторых, создали Евразийский аналитический консорциум, чтобы поддерживать экспертов, координировать их работу и тем самым снимать проблемы, появившиеся как следствие 90-х годов. Тогда мы потеряли целые поколения профессионалов, в том числе аналитиков. Наш совместный ресурс с Общественной палатой Российской Федерации позволит держать планку на соответствующем уровне».

По мнению Николая Бордюжи, необходимы обновление системы управления государством в целом, привнесение в нее новых элементов, которые позволили бы повысить эффективность работы всех, начиная с малого предприятия и заканчивая правительством страны.

Действительно, после распада СССР утрачено многое, в том числе умение чиновников мыслить, анализировать, делать выводы, действовать на упреждение. Судите сами. Несмотря на значительный объем работы, проделанной правительством, аппаратом Совета безопасности, федеральными органами исполнительной власти, комплексный подход к реализации положений закона «О стратегическом планировании в РФ» отсутствует. Система государственного целеполагания и планирования организована по существу по отраслевому принципу, что ведет к нестыковкам разрабатываемых профильными министерствами стратегических документов (доктрин, концепций, программ, планов). Проще говоря, наши чиновники творят, не ведая того, что составляют и пишут их коллеги на местах или даже в соседних кабинетах.

Отсутствует типовой набор правил, моделей, алгоритмов решения задач многофакторного анализа, прогнозирования, текущего планирования, управления федеральными и региональными программами. Оценки состояния социально-экономического развития и национальной безопасности России недостаточно обоснованны. Культура управленческого мышления низка.

В высоких кабинетах осталось крайне мало профессионалов. Стоит ли после этого удивляться спонтанному росту коммунальных тарифов и цен на бензин, выкрутасам пенсионной реформы? Государственная дума превращается в аппарат по штамповке решений администрации президента, а некоторые депутаты просто занимаются популизмом.

Сегодня неотложной задачей становится выявление основных рисков, принятие комплекса мер по повышению эффективности управления, научно обоснованному предупреждению кризисных явлений. Требуется механизм стратегического анализа, обеспечения его транспарентности, широкого гражданского участия в нем.

Нужны новые кадры. Надо наконец отказаться от либеральных экономических догматов, которые в условиях санкций просто вредны. Как подчеркнул на пленарном заседании генеральный директор Института проблем энергетики, доктор технических наук, профессор Булат Нигматулин, пора пересмотреть и статью Конституции, запрещающую иметь государственную идеологию, поскольку без нее Россия развиваться не может.

Соглашусь с секретарем Общественной палаты Валерием Фадеевым в том, что у нашего общества все-таки есть образ будущего. Его наброски сделал в мюнхенской речи президент Владимир Путин. Задача – определить более четкие контуры и объединить наше, пока еще разобщенное общество великими целями. Бюрократия, понятное дело, этим заниматься не хочет. Но Россия во все времена жила масштабными проектами и иначе не может.

Опубликовано в выпуске № 45 (758) за 20 ноября 2018 года

 

 

Вниманию читателей «ВПК»

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц