Версия для печати

Беспилотники в обороне Севастополя

Военной операцией руководил будущий писатель-фантаст
Камнев Петр
Коллаж Андрея Седых

В названии «Беспилотники Тухачевского» есть доля истины, хотя главным двигателем проекта создания радиоуправляемых танков был талантливый инженер Владимир Бекаури. Он и его команда работали над созданием радиоуправляемых танков, самолетов, торпедных катеров и подлодок, даже паровозов. Но в то время единственным, к сожалению, изобретением Бекаури, реально показавшим практическую полезность, были радиомины («Музыка особой секретности»).

Радиоаппаратуру для первого советского управляемого танка конструировали по приказу Тухачевского в Военной электротехнической академии. Сам телеуправляемый танк создавали в Остехбюро (Особом техническом бюро по военным изобретениям специального назначения). В 1927 году разработку испытали на подмосковном полигоне. Ведомая по радио машина уверенно выполняла команды оператора.

В 1932 году комиссии Наркомата обороны представили первый в мире радиоуправляемый по кабелю танк. И хотя образцу требовалась дальнейшая доводка, в НКО после испытаний решили создать специальный танковый отряд № 4, куда вскоре поступила новая модель – ТТ-18. По радио подавались шифрованные команды, электромеханические реле приводили в действие тяги и рычаги. Компрессор накачивал баллон, откуда сжатый воздух шел на поршни манипуляторов.

В Великую Отечественную телетанки применялись один раз. Четыре из шести достигли цели, уничтожив батарею немцев

Конструкторы того времени сделали блестящую работу: оператор мог давать 16 команд. На пульте было 20 тумблеров, по четыре в ряд. Нажатие первого означало команду «Товсь» – начиналась подготовка к выполнению боевой задачи. Затем шли тумблеры, отвечающие за огнеметание, постановку дымовой завесы, сбрасывание мин... Управление велось при помощи тумблеров второго, третьего и четвертого рядов. Манипулируя ими, оператор переключал скорости, давал задний ход, направлял башню вправо-влево и вводил машину в поворот.

Несмотря на то, что радиостанции, работавшие на коротких и ультракоротких волнах, были ламповыми, управление танком оказалось вполне надежным. Однако в серию телетанк на базе Т-18 не пошел – он был слишком легким, высоким и трудным в управлении: машина сбивалась с курса при наезде на любую воронку, надолб или рытвину.

Вскоре с учетом выявленных недостатков конструкторы создали беспилотник на базе танка Т-26, которым управляли не со стационарного пульта, а из башни серийного Т-26, оборудованного передатчиком. ТТ-26 был оснащен баллонами и аппаратурой для пуска ОВ и съемным огнеметом на 200 литров с дальностью стрельбы до 35 метров. В 1935–1936 годах выпустили малую (55 машин) серию телеуправляемых ТТ-26.

Разрабатывалась тактика ведения боевых действий новым оружием. На выполнение задачи выдвигались два танка. Во втором сидел оператор. Создали версию с усиленной броней на специально спроектированной ходовой части – с помощью ТТ-У можно было подтащить к доту противника спецзаряд с полутонной взрывчатки. После сброса от удара включался взрыватель с задержкой на 15 минут, временной лаг позволял танкистам увести операторскую машину на безопасное расстояние.

17 апреля 1940 года на совещании в ЦК ВКП(б) начальствующий состав Красной армии обсуждал опыт, полученный в боях против финнов. Комдив Аркадий Ермаков докладывал: «Товарищи, необходимо сказать, что мы применяли телетанки, но условия не позволяли применить их в более широком масштабе. Телетанки нам оказали помощь, особенно при взрыве дотов № 39 и № 35. Эти доты были самыми страшными, но они были подорваны… Во всяком случае танки себя оправдали». Впрочем, оптимизм комдива разделяли не все.

Созданные в СССР управляемые боевые машины опередили время на десятилетия

В 1938 году было изготовлено 28 телемеханических групп – 56 ТТ-26, включая ведущие с установленной телемеханической аппаратурой ТОС-6, пулеметом ДТ и огнеметом. Визуально танки Бекаури отличались от серийных боевых машин двумя бронированными стаканами на башне, защищавшими штыревые антенны от огня.

Попытки использовать беспилотники зимой 1939 года против Финляндии успехом не увенчались. Противник расстреливал Т-26 из противотанковых орудий – броня была слабой. Как вспоминал позже комроты 217-го отдельного танкового батальона Евгений Завьялов, его подразделение получило задачу разведать огневые точки на участке линии Маннергейма по дороге на Выборг. С выдвижением на исходные позиции пустили телетанки, ведущие огонь из огнеметов. Перед финскими дотами были установлены гранитные надолбы, занесенные снегом, они плохо просматривались. «В итоге все телетанки сели днищем на надолбы и прекратили движение. Финны на наши танки не реагировали и огонь по ним не открывали... Под покровом ночи телетанки сняли с надолбов, но несколько машин было потеряно, так как снять их с надолбов не удалось», – писал Завьялов. Позже его батальон получил задачу подорвать несколько дотов. Но финны заметили движение и открыли огонь из противотанковых пушек. Телетанки почти подошли к цели, но первое попадание снаряда вызвало взрыв колоссальной силы. Один дот был подорван, но вместе с ним оказались уничтожены остальные телетанки.

Единственное массовое их применение имело место в битве за Севастополь в феврале 1942 года. На позиции наших войск были доставлены шесть старых машин Т-27 со снятым вооружением. Взамен их начинили мощными зарядами тротила, управлялись танки по проводам. Операцией руководил военный инженер 3-го ранга Александр Казанцев, после войны он стал популярным писателем-фантастом. В 6.00 телетанки пошли в атаку. Два были вскоре взорваны, но остальные достигли своей цели и уничтожили гитлеровскую артиллерию.

В общем, как оказалось, овчинка не стоила выделки. Разработки Владимира Бекаури пришлось признать лишенными практического назначения – инженерная мысль далеко обогнала технологии того времени.

Конструкторы под руководством Бекаури создали и другие телемеханические боевые машины. Но это уже другая история.

Опубликовано в выпуске № 46 (759) за 27 ноября 2018 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...