Версия для печати

Киеву море по колено

События у входа в Керченский пролив развивались по российскому сценарию
Иванов Павел
Фото: kerchinfo.com

Главная новость последних дней – попытка «героического» прорыва украинских бронекатеров в Керченском проливе, что, правда, завершилось арестом плавединиц военно-морских сил Украины. Но ситуация далека от завершения: на момент написания статьи Россия только потребовала созыва Совета Безопасности ООН, а Рада готовилась голосовать по введению в стране военного положения. Попытаемся понять, что происходило в Азовском и Черном морях 25 ноября.

Постепенное обострение ситуации началось с ареста украинскими пограничниками российского судна «Норд». Ответом Москвы стало ужесточение досмотра судов, проходящих через Керченский пролив. Официально это выполняется как мероприятия по защите Крымского моста.

«Гюрзу» натравим

В свою очередь Киев затеял проведение масштабных учений береговых войск. Но украинские танки, пушки и морские пехотинцы не могли помешать российской береговой охране проводить досмотры. Поэтому ВМСУ попытались устроить провокации уже в Черном море, в частности у так называемых вышек Бойко. Но и там украинские военные столкнулись с резким ответом со стороны пограничников ФСБ и ВМФ России. В частности, 41-я бригада ракетных кораблей Черноморского флота взяла эти газодобывающие платформы под охрану. В конце лета ситуация в Азовском море и Керченском проливе несколько стабилизировалась, даже появились сообщения о возможном возвращении российских моряков из экипажа «Норда» на родину.

Если бы под навал «Дона» попали «Бердянск» или «Никополь», они просто пошли бы ко дну

Но в начале сентября Киев внезапно начал играть на повышение: 6 сентября совет национальной безопасности принял решение усилить группировку ВМСУ в Азовском море. На грузовых автомобилях в порт Бердянск были доставлены два малых артиллерийских бронекатера проекта «Гюрза-М» – «Лубны» и «Кременчуг».

Этого показалось мало, и 26 сентября случился легендарный «прорыв в Азовское море». Две плавединицы ВМСУ – буксир «Корец» и поисково-спасательное судно «Донбасс» совершили переход из Одессы в Бердянск. Это событие на страницах украинских СМИ выросло до уровня «невероятной победы над российскими оккупантами». Позже стало известно, что штаб ВМСУ действовал согласно установленным Россией процедурам: была подана заявка на проход, кораблям назначили место в очереди, а при проходе по Керченскому проливу и под Крымским мостом «Донбассу» и «Корецу» выделили российских лоцманов.

Но даже это не помешало украинской стороне утверждать о победе. В частности, многие тамошние СМИ публиковали мнения экспертов о невероятных возможностях «москитного флота» ВМСУ. Речь шла о бронекатерах «Гюрза-М». Утверждалось, что они легко справятся с гораздо более тяжелыми российскими кораблями. То, что у бронекатеров низкая мореходность и малая автономность, опускалось, хотя вполне очевидно для 50-тонных плавединиц класса «река-море».

Именно переоценка возможностей «Гюрзы-М» и стала одной из причин неадекватного поведения ВМСУ. При этом российская сторона о проблемах бронекатеров была осведомлена прекрасно.

Сразу после того «прорыва» украинские моряки попытались изучить действия своих российских противников. В частности, ВМСУ устроили несколько провокаций в районе косы Должанской. Против «Гюрз» действовали российские патрульные катера береговой охраны ФСБ проекта 12150 «Мангуст». Позже Киев распространил видео, где якобы запечатлено, как бронекатера прогоняют российские «Мангусты» из территориальных вод Украины.

Но если исключить пропагандистские заявления и посмотреть на ситуацию с военной точки зрения, становится очевидно, что никакими выдающимися качествами украинские «Гюрза-М» не обладают. У них посредственная маневренность, они тяжелые и долго разгоняются. Этакие плавающие утюги. Российские «Мангусты» их легко обходили, резко маневрировали, всячески оказывали давление. При этом инцидент у косы Должанской проходил в благоприятных погодных условиях.

А «Мангуст» шустрее

Первые сообщения о нарушении территориальных вод украинскими бронекатерами появились в российских СМИ 25 ноября в 11.00. К этому времени противостояние ВМСУ и российской береговой охраны продолжалось уже более четырех часов.

Два бронекатера – «Бердянск» и «Никополь», а также буксир «Яны Капу» в 7 утра вошли в российские территориальные воды. До этого средствами радиотехнической разведки и радиолокационными станциями украинские корабли были взяты на сопровождение. Позже над ними повисли российские беспилотники.

Удивительна нежная любовь ВМСУ к буксирам – в каждый боевой поход они в обязательном порядке включают такое судно. Эксперты полагают, что делается это как раз из-за недостатка ходовых качеств у кораблей ВМСУ.

С российской стороны навстречу «украинской армаде» выдвинулись сторожевые корабли «Изумруд» (проект 22460 «Охотник») и «Дон» (проект 705) плюс быстроходный катер «Мангуст» проекта 12150, принадлежащие управлению береговой охраны ФСБ по Республике Крым.

Киеву море по колено
Фото: Пресс-служба ПУЦ ФСБ России по Республике Крым

После ряда предупреждений российская сторона приступила к вытеснению украинской корабельной группы. Ситуация показала, в чем слабость «Гюрзы-М».

Российский «Мангуст» на большой скорости пересек курс головного бронекатера. Украинские моряки были вынуждены резко отвернуть. Воспользовавшись этим, на «Яны Капу», который шел посередине, насели «Изумруд» и «Дон». Они отсекли буксир, после чего «Дон» несколько раз смог выполнить навал на «Яны Капу». В результате последнему помяли леер, повредили корпус, а главное – пострадал винт буксира.

Оба украинских бронекатера были не в состоянии прийти на помощь своему буксиру, поскольку вокруг них маневрировал «Мангуст». Уклоняясь от него, бронекатера были вынуждены резко перекладывать рули и сбрасывать скорость.

Скорее всего «Яны Капу» в качестве цели был выбран не случайно. Если бы под навал «Дона» попали «Бердянск» или «Никополь», 50-тонные посудины просто пошли бы ко дну.

Могли ВМСУ в этой ситуации что-то противопоставить российским кораблям? Да, если бы их «Гюрзы» действительно имели те выдающиеся морские характеристики, про которые столько говорили украинские эксперты. Маневрируя, держа строй и уклоняясь от столкновений, катерная группа ВМСУ смогла бы без применения оружия отбиться от береговой охраны.

Укачало

К 11 часам украинские катера и буксир вынуждены были остановиться в нескольких милях от Крымского моста. То, что происходило дальше, уже получило у военных моряков неофициальное название «великое крымское стояние».

Российская сторона вступила в переговоры с экипажами катерной группы. Одновременно было принято решение заблокировать проход под Крымским мостом. Для этого был задействован танкер. Два российских буксира поставили его под пролетами моста. Чуть позже район моста взяли под защиту два вертолета Ка-52 и штурмовики Су-25.

В какой-то момент российская сторона неожиданно ненадолго открыла проход под мостом, что сразу же вызвало поток новостей в украинских СМИ: мол, героические моряки ВМСУ прорвались-таки и Москва вынуждена уступить. Правда, вскоре выяснилось, что проход был открыт для двух бронекатеров «Шмель» и тральщика ВМФ России, которые прошли в Азовское море навстречу еще одной украинской катерной группе.

Киеву море по колено

В сложившейся патовой ситуации штаб ВМСУ задумал отвлечь часть российских сил. В море из Бердянска вышли две «Гюрзы-М» и буксир «Корец», направившиеся в сторону наших территориальных вод. Но узнав, что их уже встречают, остановились и легли в дрейф.

Ближе к вечеру в ситуацию вмешалась погода: поднялся ветер, начало холодать. В такой ситуации находиться в море «Гюрзам» стало весьма опасно, и в 17–18 часов керченская катерная группа ВМСУ встала на обратный курс – об этом сообщил пресс-центр военно-морских сил Украины.

Будем брать

Сообщения о возможной силовой операции против нарушителей стали появляться после 16.00. В частности, в социальных сетях было размещено видео с переброской некоего подразделения спецназа вертолетами на побережье. Чуть позже прошли сообщения, что вокруг украинских плавединиц действуют российские скоростные катера «Раптор».

Это основная рабочая лошадка противодиверсионных частей российского ВМФ. Их используют для патрулирования, высадки десанта, досмотра кораблей и судов. Но возможно, за «Рапторы» были приняты внешне идентичные им БК-16. Последние используются силами специальных операций России. Ранее в СМИ сообщалось, что одна воинская часть «вежливых людей» дислоцируется в Крыму.

В районе 19.00 начался захват украинских кораблей. Но что ему предшествовало, не вполне понятно. В этот момент, судя по сообщениям командования ВМСУ, их катера и буксир уже уходили из района Керченского пролива. В ЦОС ФСБ отметили, что украинские корабли предприняли «очередную попытку незаконных действий в российских государственных водах».

Штурм прошел быстро. Катер «Никополь» сдался сразу же. «Бердянск» попытался маневрировать и его экипаж оказал сопротивление. В ответ был открыт огонь. В результате катер остановился. Были ранены трое украинских моряков.

Дольше всех пытался спастись «Ян Капу». Судя по опубликованным в социальных сетях аудиозаписям переговоров, его экипаж впал в панику. Украинская сторона запрашивала помощь и тут же пыталась донести российской стороне – их судно не вооружено, скорее всего забыв, что на борту два крупнокалиберных пулемета. Но и буксир был остановлен и занят российскими спецподразделениями.

Добро пожаловать в Керчь

В настоящее время все три украинские плавединицы отбуксированы в Крым. Раненым оказана помощь. Российские правоохранители возбудили уголовное дело. Но что дальше? На этот вопрос пока нет ответа. Современная политика весьма непредсказуема. Сейчас НАТО и Евросоюз стараются дистанцироваться от украинских проблем и требуют от России «понизить градус». Но ситуация может поменяться в любой момент.

Опубликовано в выпуске № 46 (759) за 27 ноября 2018 года

 

 

Вниманию читателей «ВПК»

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц