Версия для печати

Как советские танки стали «Тиранами»

Израиль поднялся на трофейной технике, но теперь от нее избавляется
Храмчихин Александр

Израильская армия, построенная 70 лет назад, – мировой рекордсмен по числу побед над более сильными противниками, имеет особенную систему комплектования (всеобщую, почти без исключений, воинскую обязанность). Кроме того, налицо забота о сохранении личного состава при отсутствии боязни жесткой контактной войны («Союзник на два фронта»).

Есть у Израиля еще весьма интересные особенности. Например, высокая зависимость от импорта боевой техники (почти всегда новейшей и в больших количествах) из США, хотя страна – один из крупнейших экспортеров продукции военного назначения с мощнейшим собственным ВПК. Другая особенность (правда, в последнее время почти ушедшая в прошлое) – наличие в армии огромного количества трофейной техники.

С миру по танку

Уже к концу войны за независимость 1948–1949 годов ЦАХАЛ из совокупности партизанских формирований с кустарным вооружением трансформировался в очень сильную по региональным меркам регулярную армию. После победы страна оказалась в полностью враждебном окружении, поэтому военное строительство в еврейском государстве шло ударными темпами.

В 50-е годы из Франции поставили американские танки М4 «Шерман» и АМХ-13, САУ АМХ Мк61, истребители «Ураган» и «Мистер». Именно французским оружием ЦАХАЛ воевал в 1956 году и трофеями не был обижен. Еще до 40 «пленных» «Шерманов», принадлежавших Египту, прибавилось в ангарах израильтян.

Продажа Пекину истребителя «Лави» стала своеобразной местью Вашингтону

В следующие десять лет Тель-Авив получил от Парижа полторы сотни артиллерийских орудий (часть которых переделали в САУ), истребители-бомбардировщики «Вотур», «Мистер» и «Супер Мистер» и, наконец, около 80 новейших на тот момент «Мираж-3». Во Франции же, но по немецким проектам началось строительство для Израиля ракетных катеров семейства «Саар».

В этот период создавалась атомная промышленность страны. Опять-таки с помощью французов, которые по сути передали и технологию производства ядерного оружия, заодно оказав активнейшее содействие в создании первой израильской баллистической ракеты «Иерихон-1».

Из ФРГ поступило 40 танков М48, Великобритания начала поставки «Центурионов», которые надолго стали основой бронетанковых войск ЦАХАЛ. От США получено 210 танков М48, по 100 БТР М113 и САУ М7, шесть батарей ЗРК «Хок», а также легкие самолеты и вертолеты.

С таким арсеналом Израиль подошел к шестидневной войне 1967 года, в которой одержал самую блестящую из своих побед. Тогдашние трофеи: 81 танк Т-54, 49 Т-55, 6 ПТ-76, 54 БТР-40, до 50 БТР-50 и ОТ-62, не менее 100 БТР-152, захваченных у Египта, 89 М48, до 30 «Центурионов», 15 М113, отбитых у Иордании. Следует отметить, что американскую технику адаптировать не пришлось, сложнее было разбираться с советской. Но ЦАХАЛ достаточно быстро поставил ее себе на службу. Обзавелся и советской артиллерией, приняв на вооружение 16 122-мм орудий А-19 и 108 М-30, до 27 130-мм М-46, 5 152-мм МЛ-20, 12 240-мм РСЗО БМ-24, 130 37-мм зенитных орудий 61-К.

Потери израильтян в наземной технике до сих пор точно неизвестны. На египетском фронте подбиты 50 М48, 53 «Центуриона», 16 «Шерманов», 13 АМХ-13, но лишь 63 машины безвозвратно. На иорданском фронте сожгли до 112 израильских танков, на сирийском – около 160. Но до сей поры нет данных о том, сколько и какие типы стали безвозвратной убылью.

В воздушных боях ВВС Израиля лишись 46 французских самолетов: 7 «Миражей-3», 11 «Ураганов» (один сбит израильским ЗРК), 4 «Вотура», 4 «Мистера», 8 «Супер Мистеров», а также 7 учебно-боевых СМ-170 и 1 легкий транспортный «Норд» (уничтожен иорданскими истребителями на земле).

У ВМС Израиля убыли не случилось, но в октябре 1967 года египетские катерники потопили эсминец «Эйлат» в знаменитом бою у Порт-Саида.

Угонщики катеров, похитители секретов

В результате той войны произошел полный разрыв сотрудничества между Израилем и Францией. Париж прекратил всякий военный экспорт в еврейское государство. Дошло до того, что французы задержали на своих верфях семь уже оплаченных ракетных катеров. В январе 1969-го два из них экипажи ухитрились угнать в Израиль, а в декабре того же года был организован спектакль с перепродажей оставшихся пяти катеров несуществующей норвежской фирме, и вскоре они тоже оказались в порту Хайфы.

В Пятой республике уже тогда были весьма сильны проарабские настроения, потому в Париже обиделись еще сильнее. С тех пор и до сего дня Париж разрешил продажу Израилю лишь семи вертолетов AS565 (в конце 90-х), да и те через США. Израильтяне, впрочем, к тому времени уже создали ядерное оружие и первые БР, успешно «передрали» конструкцию истребителя «Мираж-3» и с некоторыми изменениями начали производить его у себя под названием «Кфир», выпустив в итоге не менее 180 самолетов этого типа.

Лондон оказался не столь обидчивым. Он продолжил поставлять Тель-Авиву средние танки «Центурион» (как минимум 400 единиц). Однако фактическим монополистом в сфере экспорта оружия в Израиль стали США: не менее 150 танков М60 и до 200 М48, около 400 БТР М113, свыше 400 САУ и буксируемых орудий. Авиапарк пополнили более 200 штурмовиков А-4 «Скайхок», до 150 истребителей-бомбардировщиков F-4 «Фантом», значительное количество транспортных и вспомогательных самолетов и вертолетов. Часть этих ЛА была потеряна в ходе «войны на истощение» (в основном от советских ЗРК С-125).

Кроме того, в Израиле было развернуто производство 155-мм буксируемых орудий М-68 собственной разработки.

Трофеи и потери

Октябрьская война 1973 года, особенно на начальном этапе, стала самой тяжелой: в первые дни казалось, что ЦАХАЛ стоит на грани поражения в результате массированного наступления армий Египта и Сирии. Тем не менее и в этой войне Израиль тоже добился победы и обрел такое количество трофеев, что на их основе были сформированы целые дивизии. Советских танков, принятых на вооружение израильской армии по итогам войн 1967 и 1973 годов, насчитывалось 444 единицы (более 350 Т-54/55, около 80 Т-62), из которых 7 Т-54/55 было потеряно в 1973-м. Израильтяне большую часть этих машин модернизировали и использовали под шифром «Тиран» («Тиран-4» – Т-54, «Тиран-5» – Т-55, «Тиран-6» – Т-62). Кроме того, в ЦАХАЛ оказалось до 19 боеспособных ПТ-76, 10 БТР-152, 42 орудия М-46, 167 различных 122-мм орудий и 101 зенитка 61-К.

Впрочем, в отличие от шестидневной в октябрьской войне трофеи не вполне компенсировали урон израильской армии. Так, безвозвратные потери в танках составили 407 машин: 243 остались на территории противника (229 у Египта, 14 у Сирии), еще 164 не подлежали восстановлению.

В убыль тыловики ЦАХАЛ записали также около 400 БТР и бронеавтомобилей, 25 артсистем (17 уничтожены на египетском фронте, 8 – на сирийском), в том числе 3 САУ М109 и 4 М107. Все три М109 были поражены в первый же день войны на Голанских высотах сирийскими танками.

Потери Хель ха-Авир составили 53 А-4 (в том числе 3 учебно-боевых ТА-4), 32 F-4E, 12 «Миражей-3», 6 «Супер Мистеров», два немецких легких транспортных самолета (1 Do-27, 1 Do-28), 5 вертолетов (2 S-65C, 3 «Белл-205»). Хель ха-Ям, видимо, лишились лишь сторожевого катера. В арабских источниках публикуются сведения о потерях техники всех классов в разы большие, нежели данные ЦАХАЛ, но доказательств не приводится.

Сразу после октябрьской Израиль получил от Великобритании еще 400 «Центурионов», на чем закупки боевой техники у англичан завершились и до сего дня не возобновлялись. США же еще во время войны организовали воздушный мост в Израиль, отправляя воздухом боевую технику прямо из воинских частей в Европе. Позже в течение 10 лет Тель-Авив получил от Вашингтона еще не менее 900 танков М60 и М48.

Израильтяне их постоянно модернизировали по вариантам «Магах-3/5» (М48), «Магах-6/7» (М60). Общее количество американских М60 в арсенале ЦАХАЛ достигло, по разным данным, от 1150 до 1400 единиц, М48 – от 600 до 800. Поставки БТР М113 в различных вариантах продолжаются до сих пор, всего Израиль получил как минимум 2000 «собственно БТР», 15 БРМ М981, 435 КШМ М577, 450 М901 с ПТРК «Тоу». Впрочем, есть сведения, что только «собственно БТР» М113 было передано не менее 6000 единиц. Число САУ М109, имевшихся у ЦАХАЛ (последние поступили в начале 80-х), составляет, по разным данным, от 429 до 600. Большую часть М-68 израильские оружейники переделали в САУ L-33, с 1975 года было развернуто производство усовершенствованного 155-мм буксируемого орудия М-71. Начавшийся выпуск «Меркавы» Мk1, созданной израильскими инженерами специально под требования ЦАХАЛ, позволил Тель-Авиву отказаться от импорта танков.

Все 9 батарей ЗРК «Хок» модернизированы по варианту «Усовершенствованный Хок», поставлено еще 6 батарей этого ЗРК, а также полторы сотни ЗСУ М163 и зенитных орудий М167. Наконец, ВВС Израиля получили из США еще более сотни «Скайхоков», до полусотни «Фантомов», а затем не менее 40 новейших на тот момент F-15А/В и 75 F-16А/В.

При этом израильтяне уже экспортировали оружие, начав продавать бронеавтомобили, артиллерию, а затем и боевые самолеты. Покупателями стали Сингапур, Филиппины, Индонезия, Гондурас, Сальвадор, Чили, Аргентина, Бразилия, Эквадор. Часть трофейной советской техники передали произраильским группировкам в Ливане.

Войну 1982 года Израиль вновь выиграл, триумфально – в воздухе, но не без проблем на суше. Безвозвратные потери в танках составили, по-видимому, 52 единицы (7 «Меркав», 37 различных вариантов «Магаха», 8 «Центурионов»). Из них 4 «Магах-3» (М48) стали трофеями сирийцев, один из них был передан СССР. Потери в БТР неизвестны, но считается, что в целом за все войны ЦАХАЛ безвозвратно утратил до 200 М113.

ВВС Израиля лишились трех боевых самолетов (по одному «Скайхоку», «Фантому» и «Кфиру»), двух ударных АН-1 «Кобра» и трех многоцелевых вертолетов (два «Белл-212» и «Хьюз-500MD»). Альтернативные советские данные об уничтожении сирийской ПВО десятков израильских самолетов, увы, являются «охотничьими байками».

Почти сразу после войны в Израиле начался выпуск танков «Меркава» Мk2, с начала 90-х – «Меркава» Мk3. Точные сведения об их производстве никогда не обнародовались, но, по-видимому, в танковые части поступили 1280 машин трех модификаций (250 Мk1, 550 Мk2, 480 Мk3). С начала XXI века выпускается «Меркава» Мk4, вероятно, их будет 400.

Танки «Магах» и «Центурион» по мере поступления «Меркавы» отправлялись сначала в резерв, а затем на утилизацию. Что касается «Тиранов», то часть их оказалась за рубежом – в ливанских группировках и армии Уругвая, а от 220 до 276 переделаны в БМП «Ахзарит». Кроме того, на базе «Меркавы» создана БМП «Намер», сейчас по израильскому заказу она производится в США. Предполагается наклепать 386 таких БМП, в настоящее время выпущено 100, от силы 120. От М113 в ЦАХАЛ по сути отказались из-за низкого уровня защищенности, используют лишь в резервных и тыловых частях. Также в израильской армии избавились от буксируемой артиллерии, все собственные и трофейные советские орудия в резерве, постепенно утилизируются или продаются за границу. В боях с палестинцами, включая ливанскую войну 2006 года, потеряно примерно 10 танков «Меркава» Мk2/3/4. Из наземной техники Израиль сегодня закупает у американцев только РСЗО М270 MLRS.

В авиапроме дело обстоит не так хорошо. Кроме уже устаревшего «Кфира», своего боевого самолета в еврейском государстве так и не создали. Существовали планы производства истребителя-бомбардировщика «Лави» на основе F-16, но с израильской электроникой. Однако в Вашингтоне увидели в этой машине опасного конкурента и вынудили Тель-Авив от идеи отказаться. Однако труд израильских конструкторов и инженеров не пропал втуне: «Лави» превратился в J-10 и стал основным легким истребителем ВВС НОАК. Продажа проекта Пекину оказалась своеобразной местью Вашингтону.

США передали Израилю несколько сотен F-15C/D/I и F-16C/D/I, в настоящее время поставляется истребитель пятого поколения F-35А (всего предполагается приобретение 50 таких машин, уже получено 12–13). Кроме того, Хель ха-Авир получили от главного стратегического партнера транспортники С-130, ударные вертолеты АН-64, многоцелевые UH-60, специальные и вспомогательные ЛА, значительное количество высокоточного авиационного оружия. Новейшие учебные самолеты М-346 куплены в Италии. Единственной боевой потерей ВВС Израиля после 1982 года стал сбитый сирийской ПВО в феврале 2018-го истребитель-бомбардировщик F-16I.

Наземная ПВО состоит из американских ЗРС «Пэтриот» (часть поставлена из наличия ВС Германии) и ПЗРК «Стингер» (видимо, остается в строю и доля старых ЗРК «Усовершенствованный Хок» и «Чапарэл»), а также систем ПРО собственной выделки «Эрроу» и «Железный купол».

Надводные корабли и катера ВМС Израиля строятся на верфях страны или в США, они вооружены американскими ПКР «Гарпун», израильскими ПКР «Габриэль» и ЗРК «Барак», итальянской артиллерией. Все израильские ПЛ с 70-х годов строятся в Германии, причем по более совершенным проектам и низким ценам, чем для Deutsche Marine.

Почти все на продажу

В XXI веке Израиль добился еще одного успеха – завоевал свою долю на мировом оружейном рынке и стал одним из крупнейших экспортеров вооружений. Израильтяне поставляют ВВТ не только в страны Африки и Латинской Америки, но и в США, Россию, Китай. Активно распродают подержанную технику, а также экспортируют новые системы – бронеавтомобили, колесные САУ, боевые и разведывательные БЛА, легкие транспортные самолеты, сторожевые катера. Важнейшая статья поставок за рубеж – разнообразная военная электроника (РЛС различного назначения, системы управления оружием). Инозаказчикам продаются и ракеты различного назначения, но эта тема заслуживает отдельного разговора.

Заголовок газетной версии – «Школа «Тирана».

Александр Храмчихин,
заместитель директора Института политического и военного анализа

Опубликовано в выпуске № 46 (759) за 27 ноября 2018 года

 

 

Вниманию читателей «ВПК»

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц