Версия для печати

Шаг за шагом в сторону НАТО

Мамедов Джасур
Как известно, в октябре с официальным визитом Азербайджан посетили две натовские делегации. Одну из них возглавлял специальный представитель генерального секретаря НАТО по странам Южного Кавказа и Средней Азии Роберт Симмонс, другую - вице-президент Парламентской ассамблеи НАТО Вахит Эрдем. Вообще в течение двух осенних месяцев (сентябрь-октябрь) в республике побывало немало представителей НАТО. Какова цель этих посещений? Внести ясность в ситуацию, а также ответить на интересующие "ВПК" вопросы мы попросили начальника Управления политики, печати и информации МИД Азербайджана Тахира ТАГИЗАДЕ.


В МИД АЗЕРБАЙДЖАНА ВОЗДЕРЖИВАЮТСЯ ОТ ПРЕЖДЕВРЕМЕННЫХ ЗАЯВЛЕНИЙ, СПОСОБНЫХ ВЫЗВАТЬ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЗОНАНС


Как известно, в октябре с официальным визитом Азербайджан посетили две натовские делегации. Одну из них возглавлял специальный представитель генерального секретаря НАТО по странам Южного Кавказа и Средней Азии Роберт Симмонс, другую - вице-президент Парламентской ассамблеи НАТО Вахит Эрдем. Вообще в течение двух осенних месяцев (сентябрь-октябрь) в республике побывало немало представителей НАТО. Какова цель этих посещений? Внести ясность в ситуацию, а также ответить на интересующие "ВПК" вопросы мы попросили начальника Управления политики, печати и информации МИД Азербайджана Тахира ТАГИЗАДЕ.
{{direct_hor}}
- Как вы думаете, какова мотивация этих посещений?

- На мой взгляд, участившиеся визиты высокопоставленных дипломатов НАТО в Азербайджан - логический результат интенсификации нашего сотрудничества в рамках Плана действий по индивидуальному партнерству (IPAP). В то же время, как вы знаете, Азербайджан в целом очень серьезно, а в практическом плане - очень ответственно относится к развитию отношений с евроатлантическими структурами. По моему мнению, это сотрудничество, развитие совместной деятельности имеют для Азербайджана и всего региона большое значение.

Сегодня Азербайджан успешно развивает сотрудничество в рамках как программы "Партнерство во имя мира", так и IPAP, в котором отмечен крепнущий характер отношений партнерства и сотрудничества между НАТО и Азербайджаном. Я считаю, что это сотрудничество соответствует данной оценке.

На мой взгляд, эти визиты еще раз подтверждают роль Азербайджана как в региональном, так и в более широком международном плане и свидетельствуют о высоком уровне сотрудничества нашей страны с НАТО.

- По мнению экспертов, интенсивные визиты представителей НАТО в Азербайджан свидетельствуют, что вслед за Грузией настал черед Азербайджана устанавливать более интенсивные связи с альянсом. Как бы вы прокомментировали это?

- Вы, вероятно, знакомы с мнением, высказанным членом бундестага Германии госпожой Элке Хофф на недавно прошедшем в Баку мероприятии, что НАТО не делит своих партнеров на Южном Кавказе на важных и менее важных. Здесь не важно, кто первый, а кто второй. Просто в вопросе интеграции в НАТО существует некоторое различие в подходах Грузии и Азербайджана. Между Грузией и НАТО ведется интенсивный диалог. Мы поддерживаем этот диалог и желаем нашему стратегическому партнеру - Грузии - больших успехов.

Что касается Азербайджана, то наша позиция заключается в отказе от преждевременных громких заявлений, которые могли бы вызвать большой политический резонанс. Мы не говорим, что завтра, через неделю или спустя несколько месяцев станем членами НАТО. Мы просто считаем, что существующие рамки партнерства предоставляют достаточные возможности для развития сотрудничества и партнерских отношений.

Отвечая на вопрос о Грузии, Элке Хофф заметила, что вступление этой страны в НАТО не может произойти раньше 2008 года. Она подчеркнула значимость установления стабильности и взаимопонимания в столь важном в стратегическом отношении регионе, каковым для НАТО является Южный Кавказ. Безусловно, НАТО выступает за поиск путей разрешения и скорейшего урегулирования конфликтов в регионе.

Сегодня южно-кавказские государства поставили перед собой разные цели. Кстати, ясно, что практический политический курс Армении не отвечает заявленным целям по интеграции в евроатлантические структуры. Хоть я несколько отошел от темы, тем не менее должен заметить, что сегодня НАТО устанавливает для государств Южного Кавказа политические рамки, в пределах которых они могут осуществить поставленные перед собой задачи. По этой причине, я полагаю, скорейшее разрешение региональных конфликтов будет воспринято НАТО как положительный фактор в процессе евроатлантической интеграции.

Относительно армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта Азербайджан неоднократно заявлял о привлечении внимания всех международных организаций к этой проблеме. Я знаю, что и альянс заинтересован сыграть свою политическую роль в процессе разрешения конфликта. Азербайджан поддерживает такое стремление.

- По некоторым сведениям, в IPAP на Азербайджан возложено обязательство несилового разрешения карабахского конфликта. Так ли это на самом деле?

- Хотя я достаточно детально и подробно владею информацией об IPAP, у меня нет сведений относительно такого рода обязательств в рамках как упомянутого, так и иных документов, подписанных Азербайджаном в целях международного сотрудничества. Просто могу сказать о приоритетности для Азербайджана мирных переговоров, дипломатических путей поиска решений проблемы. Одновременно я неоднократно заявлял о недопустимости выдвижения одинаковых требований к агрессорам и жертвам агрессии.

Чаша терпения азербайджанского народа небезгранична. Будучи жертвой агрессии, мы не можем вести переговоры ради переговоров. Мы считаем, что они должны привести к конкретным результатам. В то же время мы не утверждаем, что потенциал дипломатических контактов иссяк. Если будут приемлемые для нас предложения, то обязательно рассмотрим их. Ни одно государство не может упрекнуть Азербайджан в восстановлении своей территориальной целостности любыми путями.

- В ходе последнего пребывания в Баку Роберт Симмонс заявил о подведении весной будущего года итоговой оценки IPAP. Что вы можете сказать в этой связи?

- Это нормальная процедура. Все программы партнерства и сотрудничества НАТО со странами-партнерами разделяются на этапы. Мы успешно претворили в жизнь первый этап IPAP. Сейчас находимся на втором этапе. Мне кажется, что господин Симмонс имел в виду оценку второго этапа.

- Хотелось бы уточнить еще один вопрос. На днях министр иностранных дел Эльмар Мамедъяров заявил, что предусмотренная для Азербайджана программа IPAP рассчитана на десять лет, а по другим сведениям - на два года. Какая же информация достоверна?

- Вероятно, каждый этап рассчитан на два года. Таким образом, речь идет об этапах. Однако я не слышал конкретно о десятилетнем сроке действия плана.

- Вам удалось провести расследование относительно причин того, почему полный текст IPAP не доводится до общественности? Некоторое время назад вы обещали поинтересоваться этим вопросом...

- И министр иностранных дел Эльмар Мамедъяров, и его заместитель Араз Азимов, и Министерство обороны неоднократно делали заявления относительно текста IPAP. Конечно, международные соглашения и договоры доводятся до сведения общественности Азербайджана. Однако в данном случае речь не идет о международном соглашении или договоре, IPAP носит технический характер, а потому я не знаю, насколько целесообразно доводить до общественности подробные сведения или публиковать полный текст документа.

- Недавно Министерство иностранных дел Армении разместило на сайте информационного агентства Regnum полный текст IPAP, предусмотренного для этой страны...

- Армения не может достичь практических успехов и поэтому уделяет больше внимания пиар-кампании. Сегодня у Армении нет практических результатов в области сотрудничества с НАТО. По этой причине она старается представить сотрудничество как более интенсивное, более активное. Мы же не видим необходимости в таких шагах. Мы считаем, что наши связи с НАТО достаточно крепки.

- В какой степени, по-вашему, карабахский конфликт мешает интеграции региона в НАТО?

- Наверное, этот вопрос целесообразнее адресовать НАТО. На мой взгляд, члены альянса и его руководство рассматривают урегулирование региональных конфликтов как положительный фактор. Разрешение региональных конфликтов может дать положительный импульс дальнейшей интенсификации сотрудничества стран с НАТО.

- На территории Азербайджана действует единственный военный объект России - Габалинская РЛС. Может ли он создать проблемы в отношениях с НАТО в будущем?

- Во-первых, объект в Габале не носит характера военной базы. Во-вторых, это собственность Азербайджана, которая передана в аренду России. Цели и условия аренды известны. По этой причине упомянутый объект не может стать препятствием на пути интеграции Азербайджана в НАТО.

- Как вы думаете, возможно ли прекращение аренды после 2012 года, когда истекает срок договора с Россией?

- Я не специалист по прогнозам. Могу только сказать, что мы не намерены преждевременно ставить этот вопрос перед Россией. Что касается 2012 года, то посмотрим, какой будет региональная, политическая, военная ситуация. Только тогда можно будет что-либо сказать. Говорить об этом сейчас - значит опережать ход региональных событий.

- На проведенной в Баку пресс-конференции Роберт Симмонс сообщил о ноябрьском визите президента Ильхама Алиева в Брюссель. Есть ли у вас какая-либо информация по поводу ожиданий от брюссельских встреч?

- Нет, подобной информацией не располагаю. Было бы хорошо, если бы данный вопрос вы адресовали руководителю пресс-службы президента Азеру Гасымову. Комментировать визит главы государства я не уполномочен.

- Представляете ли вы в будущем Азербайджан в качестве члена НАТО?

- Как официальное лицо, ничего не могу сказать. Как я уже отметил, делать прогнозы не в моих правилах. Я знаю, что Азербайджан видит положительные стороны региональной интеграции в европейские и евроатлантические структуры. Самое главное, интеграция принесет в регион стабильность, будет способствовать восстановлению нормальной ситуации.

Джасур МАМЕДОВ
Баку

Опубликовано в выпуске № 43 (159) за 8 ноября 2006 года

Loading...
Загрузка...
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц