Версия для печати

Натовские объятия не греют

Корнуков Анатолий
Военные действия последних лет в локальных войнах убедительно подтверждают реальную возможность добиться стратегического успеха и привести атакуемую страну к поражению средствами воздушно-космического нападения (СВКН). Совершенно ясно, что и в России не учитывать этого нельзя.


ЕЩЕ РАЗ О СООТНОШЕНИИ "НУЖДЫ" И НЕОБХОДИМОСТИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ


Военные действия последних лет в локальных войнах убедительно подтверждают реальную возможность добиться стратегического успеха и привести атакуемую страну к поражению средствами воздушно-космического нападения (СВКН). Совершенно ясно, что и в России не учитывать этого нельзя.
{{direct_hor}}

Соединенные Штаты совершенствуют арсенал средств воздушного нападения.
Фото ВВС США
Безусловно, встречное движение по линии Россия-НАТО есть, но: если его оценивать с позиций тридцатилетней давности. Реалии сегодняшнего дня таковы, что чиновники из НАТО напрочь забыли о своих обязательствах, когда выводились войска из Германии. Военные структуры НАТО размещены в Польше, Прибалтике, в качестве будущих членов альянса рассматриваются Украина, Молдавия и Грузия... И все это не считается недружественным поведением в отношении России.

Более того, в пространном интервью генерального секретаря НАТО Яапа де Хоопа Схеффера агентству Интерфакс в связи с визитом в Москву бросается в глаза желание приукрасить положение вещей, подтолкнуть российского читателя к безмятежной мысли, что у России нет никаких причин для беспокойства, что "никакого значительного смещения сил на восток не происходит". И что если НАТО не отказывается от ядерной составляющей своих сил, то эта составляющая будет сохраняться "на минимальном уровне".

Лукавство в этих заявлениях очевидно: ведь вопрос не в количественных параметрах, а в самом факте размещения ядерных боеприпасов у границ с Россией. Не учитывать этой угрозы, пусть и потенциальной, гипотетической, условной, конечно же, нельзя. Необходимо учитывать и завуалированный, явно "антироссийский альянс", к которому стремятся государства, страстно желающие стать членами НАТО (Грузия, ранее - Прибалтика).

Как заметил один из журналистов, "партнерские объятия: не греют", наоборот, чувствуется тщательно скрываемый обман.

Не все, но многие россияне понимают, что партнерские отношения нужно развивать, если они строятся открыто, на взаимопонимании, а не на двойных стандартах. Понятно и то, что настоящих друзей у нас немного, недругов и недоброжелателей - гораздо больше. Обеспечивать свою безопасность России необходимо, рассчитывая в основном на свои силы. А это значит - уделять на деле больше внимания отечественному оборонно-промышленному комплексу, поддерживать новые, с хорошей перспективой разработки наших ученых и конструкторов, вводить их в строй, оснащая свои войска, а не только добиваясь первенства по их продажам за рубеж.

Мы оснастили ВВС Индии, Китая и др. стран новейшими многофункциональными истребителями, а в своих родных ВВС таковые можно по пальцам пересчитать.

Модернизированные ЗРС С-300 надежно прикрывают границы и небо покупателей из других стран, а мы не в полном объеме можем найти необходимые средства для капитального ремонта и модернизации комплексов в некогда могучей ПВО, и они тихо умирают.

Вот уже несколько лет как мы перенацелили стратегические ракеты (не понятно, на какие цели) или "обнулили" боевые задачи (а зачем они тогда нужны?).

Все это происходило, да впрочем, и происходит в условиях сомнительной возможности противостоять НАТО в войне с обычными средствами поражения.

У некоторых руководителей (олигархов и нескольких журналистов-пацифистов не беру в расчет) бытует мнение, что никому Россия не нужна, никто с нами воевать не собирается, поэтому оголяем север и восток, по сути, открывая границы. Один из высокопоставленных военачальников заявил в свое время: "С кем нам воевать на севере? Там ведь только белые медведи, их не нужно беспокоить - и все будет в порядке".


Вооруженные Силы РФ ждут увеличения поставок современных систем ПВО.
Фото Юрия ШИПИЛОВА
На востоке, в частности на Сахалине и Курильских островах, средств защиты неба нет. А еще совсем недавно именно на Дальнем Востоке противостояние достигло такого накала, что возникла угроза перерастания "холодной" войны в "горячую".

И в этой связи совершенно не понятно недавнее заявление главкома ВВС генерала армии В.С. Михайлова ("ВПК" №41-2006) по поводу событий тех лет. На пресс-конференции инцидент 1983 года, когда был сбит южнокорейский "Боинг", он свел к ошибкам диспетчеров, которые привели к неоправданным потерям: "Тогда нужды в этом не было, тем более - в том регионе, на Дальнем Востоке". Это заявление генерала вызвало возмущение участников тех "горячих" событий, да и дальневосточников в целом.

Да будет известно разделяющим такое мнение, что действия расчетов, дежурящих по ПВО, были признаны необходимыми и правомерными правительственной комиссией СССР, международной организацией ИКАО, комиссией президента России и правоохранительными органами страны, а непосредственные исполнители боевой задачи награждены правительственными наградами. Другой оценки и выводов и быть не могло, потому что дежурные силы действовали в строгом соответствии с Законом "О государственной границе" и приказом министра обороны. И потерь в том инциденте ни войска, ни государство не понесли.

Приведенные примеры говорят о том же, что упоминалось выше: о непонимании и небрежном отношении к боевому дежурству, к неприкосновенности госграниц страны, в целом - к безопасности народа и государства.

Мы не агрессоры, захватывать другие страны не собираемся (удержать бы завоеванное предками!), но, уважая законы других, должны заставить уважать законы своей страны.

Наши "доброжелатели" должны всегда помнить, что мы можем знать о зловещих замыслах и планах, что мы не Югославия и не Ирак, что агрессора ждет возмездие и большие потери.

Именно ради этого крайне необходимо дать "зеленую улицу" всем перспективным разработкам в области разведки, управления, ПВО и ПРО, авиации (читай - ВКО), стратегических средств с эффективными обычными и ядерными зарядами.

Сдерживающий фактор в современных условиях играет чрезвычайно большую роль, и в этом направлении нужно настойчиво работать.

А у нас ведь порою отмахиваются, ставят непреодолимые барьеры оружию сдерживания и людям, его создающим: сроки разработок неоправданно затягиваются, и случается, что это оружие умирает, так и не родившись.

Многие разработки и образцы регулярно демонстрируются на различных выставках и салонах, а войска о них только мечтают.

В настоящее время единственным фактором сдерживания являются наши стратегические ядерные силы, но и здесь не все так гладко, как хотелось бы: то условный пуск вместо реального, то взрыв или падение МБР после старта у моряков. Да и в Дальней авиации ВВС, в РВСН дела ненамного лучше: новые КРВБ все еще разрабатываются, старые не модернизируются, новых "Тополей" еще слишком мало, а старые потихоньку превращаются в металлолом.

Но силы для отрезвляющего удара еще есть и, чтобы до их применения дело не дошло, крайне необходимо иметь достаточно времени для оценки обстановки, предупреждения в адрес агрессора и принятия решения. Это время призваны обеспечить средства стратегической разведки - СПРН, ЗГ РЛС, космической, радио- и радиотехнической, агентурной и т.д. Сегодня не все из перечисленных видов и средств разведки способны выполнить свою миссию - своевременно предупредить руководство о коварных замыслах недоброжелателей. Причины известны - либо они устарели, либо их явно недостаточно, либо их просто пока нет.

И хватит уже нам ссылаться на бедность - не понятно, для каких целей накапливается огромный Стабфонд. А растущее количество миллиардеров и миллионеров? А ставшие традицией выставки-продажи для миллионеров "мобильников" по цене более миллиона долларов? Всего этого не может быть в бедной стране.

Мы создаем очередную комиссию по проблемам воздушно-космической обороны, а американский президент объявил недавно космос "зоной национальных интересов США". В подписанном им проекте "Национальной космической политики" говорится о праве США препятствовать проникновению в космос стран, которые, по мнению американских властей, могут представлять угрозу для США. Как это будет осуществляться, не понятно, но заявление дерзкое, и нам нельзя ждать 30-40 лет, когда появятся реальные возможности вплотную заняться ВКО (по заявлению одного из высокопоставленных российских военачальников).

Мы уже давно опаздываем в этом вопросе, а при таких оценках опоздаем окончательно. Очень жаль, что не все это понимают и не видят разницы между "нуждой" и необходимостью в охране госграницы и безопасностью России в целом.

Анатолий КОРНУКОВ
генерал армии запаса, кандидат военных наук, сопредседатель Вневедомственного экспертного совета по проблемам ВКО

Опубликовано в выпуске № 43 (159) за 8 ноября 2006 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...