Версия для печати

Где взять кадры для оборонной отрасли?

Ипатов Олег
16-17 ноября в Балтийском государственном техническом университете "Военмех" (Санкт-Петербург) пройдет II межотраслевая научно-практическая конференция "Проблемы и пути решения задач подготовки инженерных кадров для военно-промышленного комплекса Российской Федерации". В ней примут участие первые лица ведущих технических вузов России, представители министерств образования и науки и обороны РФ, руководители предприятий оборонной промышленности. Вопросы, которые будут обсуждаться, едва ли не самые важные в системе высшего образования: как повысить качество подготовки специалистов для высокотехнологичных отраслей, которое зачастую не соответствует требованиям современного производства.


БУДУЩЕЕ ПРИНАДЛЕЖИТ УНИВЕРСИТЕТСКИМ КОМПЛЕКСАМ


16-17 ноября в Балтийском государственном техническом университете "Военмех" (Санкт-Петербург) пройдет II межотраслевая научно-практическая конференция "Проблемы и пути решения задач подготовки инженерных кадров для военно-промышленного комплекса Российской Федерации". В ней примут участие первые лица ведущих технических вузов России, представители министерств образования и науки и обороны РФ, руководители предприятий оборонной промышленности. Вопросы, которые будут обсуждаться, едва ли не самые важные в системе высшего образования: как повысить качество подготовки специалистов для высокотехнологичных отраслей, которое зачастую не соответствует требованиям современного производства.
{{direct_hor}}

Инженерные кадры - острейшая проблема "оборонки".
Фото Леонида ЯКУТИНА
Внедрение новых технологий в промышленность предполагает не только материально-техническое перевооружение, но и кардинальное обновление кадрового состава. Ситуация 90-х годов прошлого столетия, когда промышленность приходила в упадок, привела к появлению значительного кадрового разрыва на предприятиях. Наиболее работоспособные сотрудники среднего возраста были вынуждены сменить место работы, что моментально сказалось как на возможностях высокотехнологических предприятий, так и на конкурсной планке инженерных вузов. Молодежь повально стала учиться на менеджеров, экономистов, юристов.

И в XXI век мы вступили с острейшим дефицитом рабочих кадров, среднего технического персонала и инженеров. Где же выход?

Выход - в тесном сотрудничестве предприятий и учебных заведений. А это эффективно только при решении проблемы закрепления молодых кадров на производстве. Советская система распределения рухнула. К сожалению, платежеспособность большинства стратегических предприятий значительно ниже, чем коммерческих структур. Талантливых молодых специалистов просто перекупают после полугодовой стажировки на профильном предприятии. Поэтому у высокотехнологических производств нет стимула вкладывать средства в учебное заведение без гарантий устойчивой кадровой подпитки.

Помочь в решении этой проблемы может двухуровневая и послевузовская подготовка, задействование потенциала региональных властей и ипотечное кредитование.

Вступление России в Болонское соглашение обусловливает возможность подготовки магистра-специалиста на основе бакалавриата. Магистерская программа предусматривает подготовку в течение трех семестров по индивидуальным дисциплинам, которые можно осваивать на производстве, обучаясь современным технологиям на практике. В этом случае появляется возможность совмещать гарантированную работу бакалавра на производстве в течение двух лет с качественной специализированной подготовкой по современным технологиям. Это может уменьшить дефицит инженеров-конструкторов, технологов, специалистов в области информационных технологий.

Очень привлекательным является использование ипотеки. Решение проблемы жилья для молодых специалистов - вот ключ к долговременной работе на предприятии. Схема может выглядеть следующим образом.

Местные власти выделяют земельный участок под застройку на льготных условиях. Фирма-организатор берет кредит под строительство социального жилья и выпускает облигации, которые покупают предприятия. После завершения строительства кредит гасится, а квартиры сдаются в аренду молодым специалистам, приступившим к работе на предприятиях - владельцах жилищных облигаций. После 15 лет работы на данном предприятии квартира становится собственностью работника.

Помочь в закреплении кадров на рабочих местах могут и законодательные решения. Так, например, выпускникам вузов вместо службы в армии может быть предоставлена возможность прохождения альтернативной службы в виде работы на стратегических предприятиях по специальности не менее 3 лет, что значительно бы помогло в решении кадровой проблемы оборонным предприятиям, особенно расположенным в удаленных местах.

Перспективной представляется и система корпоративного образования. Однако она должна строиться на профессиональных стандартах, разработанных корпорацией. Карьерный рост внутри компании возможен только после прохождения соответствующих ступеней послевузовского образования. Такими ступенями могут стать интернатура и ординатура, как у медицинских работников.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ОТРАСЛИ

1. Создание отраслевых научно-образовательных грантов для размещения на конкурсной основе среди вузов, обеспечивающих профильную подготовку.

2. Создание представительств отраслевых предприятий при вузах для отбора молодежи и привлечения, начиная с 3-го курса, к решению научно-технических задач отрасли через научно-учебные группы.

3. Разработка отраслевых профессиональных стандартов и подготовка на их основе целевых магистрантов с привлечением вуза и предприятия.

4. Создание при ведущих вузах - университетских комплексах Центров подготовки и переподготовки кадров с начальным, средним и высшим профессиональным образованием.


Сегодня много говорится о создании университетских комплексов, включающих ПТУ, техникумы, высшие учебные заведения, систему дополнительного и послевузовского образования, а также научные подразделения. В них видится один из путей подготовки высококвалифицированных рабочих, специалистов, научных работников. Представляется, что основу обучения должна составлять система вложенных стандартов. Что это такое?

Предположим, что на первый курс университетского комплекса принимаются практически все желающие. За один-два года обучения им дается рабочая профессия и присваивается соответствующий разряд. По итогам первого этапа обучения проводится конкурс. Лучшие продолжают учиться, стремясь получить квалификацию техника или бакалавра, другие - идут работать на производство. Причем работа на производстве не исключает возможности параллельного обучения в университетском комплексе.

После получения квалификации техника либо бакалавра вновь проводится открытый конкурс, в результате которого одни продолжают учиться на специалиста или магистра, а другие - идут работать на производстве в качестве техника или инженера.

Отбору наиболее талантливой молодежи может способствовать и введение конкурса на бюджетные места после каждого семестра. Сейчас ситуация такова, что один раз поступивший на бюджет студент может затем учиться только на тройки, становясь посредственным инженером. Если бы по итогам каждого семестра вновь проводился конкурс на бюджетные места, то за государственный счет учились бы только лучшие, что, безусловно, значительно повысило бы качество подготовки выпускников, направляемых в оборонный комплекс.

Профессиональная подготовка кадров в интересах предприятий требует их непосредственного участия в отборе студентов на те или иные ступени обучения. Сделать это возможно через базовые кафедры предприятий в вузах. Такие кафедры, являясь, по сути, представительствами, способны осуществлять тесную связь производства с учебным заведением, ведение ими специализаций, практик, стажировок, технологических дисциплин на современном оборудовании предприятий, что значительно сокращает время адаптации выпускника на рабочем месте, экономит денежные средства работодателя, вкладываемые в доучивание молодого специалиста.

Финансовые отношения между предприятием и вузом могут определяться отраслевыми научно-образовательными грантами, итогом которых будут не только научно-технические результаты, но и подготовка кадров нужной специализации. Пока наука не вернется в высшую школу, качественных специалистов подготовить невозможно!

Их также невозможно подготовить без качественной подпитки преподавательского состава молодыми кадрами. Сейчас это сделать в оборонном образовании практически нельзя, так как почти все вузы в целях экономии средств федерального бюджета в 1998 году были переведены на финансирование преподавательского состава исходя из соотношения один преподаватель на 10 студентов. Это допустимо для гуманитарных специальностей, но абсолютно нереально для высокотехнологических оборонных, где требуется участие высококвалифицированных специалистов для обучения небольшой группы студентов по заданной специализации. Необходимо соотношение 1 к 4, по крайней мере по специальностям и количеству подготовленных кадров в рамках цифр государственного оборонного заказа.

Таким образом, предложения по общим проблемам подготовки кадров для оборонных отраслей промышленности можно разбить на две группы: предложения для правительства и для отрасли.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА

1. Решение вопроса об обеспечении в вузах соотношения студент-преподаватель 4 к 1 (вместо 10:1) для специальностей оборонного профиля.

2. Введение конкурса на бюджетные места по итогам каждого семестра.

3. Разработка системы "вложенных" стандартов в вузах, позволяющей после 1-2-го курса получить рабочую профессию, после 3-го курса - квалификацию техника, после 5-го - инженера.

4. Решение вопроса закрепления кадров на оборонных предприятиях через альтернативную службу.

5. Развитие системы льготного ипотечного кредитования молодых специалистов, избравших для работы стратегические предприятия и вузы.


Олег ИПАТОВ
ректор БГТУ "Военмех"

Опубликовано в выпуске № 43 (159) за 8 ноября 2006 года

Loading...
Загрузка...
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц