Версия для печати

Кладоискатели из ОГПУ

95 лет назад создан ЭПРОН
Илюхин Виктор

Англичане, ведя в 1854 году свою морскую армаду к Севастополю, меньше всего думали, что тем самым споспешествуют созданию водолазной службы в России. Однако штормы у побережья Крыма бывают нешуточные, и скалы приняли на себя несколько британских кораблей, в числе которых было и уникальное для тех времен судно – пароход «Принц». Он унес на черноморское дно груз золотых монет – то ли 200, то ли 400 тысяч английских фунтов. Легенда манила многих кладоискателей, в том числе флотского инженера Владимира Языкова, заинтересовавшегося историей «Принца» в 1908 году.

Неоднократные обращения к царскому правительству по поводу организации подводной экспедиции успеха не имели, идею сочли прожектерской. Но в советской России энтузиаст отклик нашел, причем не у флотского начальства, а в ОГПУ, куда пришел уже от отчаяния. Генрих Ягода, в ту пору заместитель Дзержинского, идеи Языкова оценил. Тем более что после Гражданской войны молодая республика отчаянно нуждалась в деньгах и английское золото точно не было бы лишним. Так под эгидой ОГПУ появилась Экспедиция подводных работ особого назначения, куда более известная как ЭПРОН.

Японцы исполнили договор, заплатив ОГПУ 110 тысяч рублей, а также оставили советским водолазам уникальное оборудование

С «Принцем» так ничего и не вышло, золота не нашли. Но ЭПРОН без дела не осталась: революция и последовавшая Гражданская привели к гибели значительного числа кораблей и судов. Многие из них, затонувшие в портах или на фарватерах, являли угрозу судоходству.

Уже в 1924-м была поднята подводная лодка «Пеликан», затопленная интервентами на фарватере у входа в Одесский порт. На следующий год ЭПРОН получила несколько заказов на судоподъемные работы, что позволило поставить вопрос о переходе экспедиции с бюджета ОГПУ на хозрасчет. В 1926-м поднято аж 59 объектов, в том числе две подводные лодки и четыре эсминца.

В 1927-м судьба опять свела ЭПРОН и «Принца»: японская фирма, перед этим успешно нашедшая груз золота на одном из затонувших судов в Средиземном море, выказала желание получить концессию на работы по английскому пароходу. Они начались летом. Бок о бок с японскими профессионалами работали специалисты ЭПРОН. Найдено было всего несколько монет, но договор японцы исполнили – заплатили ОГПУ 110 тысяч рублей, покрыв тем самым расходы на наши поисковые работы тремя годами ранее, а также оставили советским водолазам свое оборудование. Но главным приобретением того «совместного предприятия» стал бесценный опыт, полученный отечественными специалистами.

Опубликовано в выпуске № 49 (762) за 18 декабря 2018 года

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц