Версия для печати

Маршальская школа

Общевойсковая академия ВС РФ опирается на классику
Фаличев Олег
Фото: bigenc.ru

Болонская система подстраивается под задачи подготовки офицерских кадров, считает начальник военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» генерал-лейтенант Алексей Авдеев. Старейшему учебному заведению Вооруженных Сил РФ, многие годы носившему имя Михаила Васильевича Фрунзе, исполнилось 100 лет. Начальник академии ответил на вопросы «Военно-промышленного курьера», связанные с юбилеем и не только.

– История академии неразрывно связана со становлением страны, родившейся в 1917 году и сразу оказавшейся в кольце фронтов. К осени 1918-го в Красную армию на основе всеобщей воинской обязанности было призвано большое пополнение. Но обеспечение боеспособности требовало безотлагательного решения проблемы подготовки командных кадров, особенно старшего и высшего командно-штабного состава. Поэтому приказом Реввоенсовета РСФСР от 7 октября 1918 года для организации высшего военно-учебного заведения Рабоче-крестьянской Красной армии в Москве была создана Академия РККА. Занятия начались 25 ноября, а 8 декабря состоялось ее официальное открытие.

В 90-е удалось сохранить костяк преподавательского состава, в том числе имеющего боевой опыт, полученный в Афганистане

Среди слушателей первого набора были будущие советские маршалы Кирилл Мерецков и Василий Соколовский, легендарный герой гражданской войны Василий Чапаев. Интересно, что начальником назначили Антона Карловича Климовича – бывшего генерал-майора царской армии, участника Русско-японской и Первой мировой войн. В 1924-м академию возглавил начальник штаба РККА Михаил Фрунзе. После его смерти с 5 ноября 1925-го она стала носить имя полководца. Заслуги академии в подготовке командных кадров в годы Гражданской войны и иностранной интервенции отмечены в 1922 году орденом Красного Знамени, а в 1934-м – орденом Ленина.

В период между Гражданской и Великой Отечественной академия оставалась главным военно-образовательным заведением и военно-научным центром страны, занимавшимся разработкой теории ведения боевых действий и подготовкой командно-штабных кадров оперативно-тактического звена управления Сухопутных войск. Из ее стен выпущены более 7500 общевойсковых командиров с высшим образованием. А с началом Великой Отечественной в действующую армию уходили выпускники, слушатели старших курсов, многие преподаватели. Только в июне-июле 1941-го на фронт отправлены 43 генерала и 167 старших офицеров.

– Какой толчок в развитии военного искусства дала война? Что изменилось после нее?

– Судите сами. 24 наших воспитанника командовали фронтами, 83 – армиями, в их числе маршалы Георгий Константинович Жуков, Леонид Говоров, Иван Конев, Родион Малиновский, Кирилл Мерецков, Федор Толбухин, Константин Рокоссовский, генералы армии Андрей Еременко, Иван Баграмян, многие другие. Из них 244 стали Героями Советского Союза, а 18 удостоились этого звания дважды.

Маршальская школа
Выпуск слушателей академии на Поклонной горе. Фото: mil.ru

В послевоенные годы академия стала готовить общевойсковых офицеров с высшим образованием. Особое внимание уделялось изучению и освоению опыта Второй мировой войны, новейших достижений науки и техники. А принятие на вооружение ядерного оружия вызвало необходимость акцентировать внимание на боевом применении танковых, мотострелковых войск, авиации и артиллерии в новых условиях. Наиболее известными выпускниками академии этого периода стали маршалы Советского Союза Андрей Гречко, Матвей Захаров, Виктор Куликов, Дмитрий Язов, маршал артиллерии Георгий Передельский, маршалы авиации Александр Покрышкин, Николай Скоморохов, генералы армии Валентин Варенников, Махмут Гареев…

Авторитет учебного заведения был и остается неизменно высоким. Причем главные достоинства выпускников не только глубокие знания и боевой опыт, но и преданность Отечеству, высокий профессионализм, всегда составлявшие основу отечественной высшей военной школы. Она хорошо известна и за рубежом, в первую очередь своими учеными, разработки которых неоднократно ложились в основу нашей Военной доктрины.

– Какие преобразования вуз претерпел за последнее время?

Алексей Авдеев

– Сегодня академия – ведущее военно-учебное заведение страны, многопрофильная образовательная организация, осуществляющая обучение офицеров с высшей военной оперативно-тактической подготовкой (по программам магистратуры) по 14 военным специальностям и специализациям, более чем по 70 специальностям дополнительного профессионального образования. Последние 20 лет неоднократно реформировалась. В ее состав в разное время вошли Военная академия бронетанковых войск, высшие офицерские курсы «Выстрел», Военно-инженерная академия, а также 11 филиалов, осуществлявших подготовку мотострелков, танкистов, артиллеристов, автомобилистов, специалистов РАВ и бронетанковой службы. Но история движется вперед, ныне все бывшие филиалы академии ведут образовательную деятельность как самостоятельные, им возвращены их исторические наименования.

Многое изменилось в образовательном процессе. С трехгодичного обучения перешли на двухгодичное. Были созданы профильные кафедры родов войск и специальных войск.

– Насколько ценен в плане опыта советский период? Какие особенности в подготовке офицерских кадров были заложены тогда и не отвергаются сегодня?

– Преданность Родине и военному делу, честность, ответственность, высокий профессионализм, опора на опыт Великой Отечественной, современных войн и вооруженных конфликтов – эти особенности, заложенные в советский период, продолжают учитываться профессорско-преподавательским составом и в настоящее время.

В образовательном процессе также сохранилась преемственность. Например, в начале 20-х годов по инициативе начальника академии Михаила Тухачевского была поставлена и получила мощное развитие военно-научная работа. Михаил Фрунзе, возглавляя академию, был сторонником традиции Александра Васильевича Суворова, обучения тому, что необходимо на войне, вел борьбу с излишним академизмом и консерватизмом. В дальнейшем была разработана и внедрена система апробации научных достижений на практике. Как правило, новые теоретические положения проходили проверку на войсковых учениях и только после этого рекомендовались в практику боевых действий.

Для проверки новых оперативно-тактических идей широко проводились исследовательские военные игры, КШУ преподавательского состава. Отдельные темы учений и даже дипломных работ слушателей определялись на основе опыта Великой Отечественной войны, локальных конфликтов и даже неудачных военных операций. Все перечисленное в том или ином виде продолжает сохраняться в современных учебных планах, программах подготовки слушателей.

– Маршалы Победы… Кого из ваших выпускников мы отождествляем с ними? Кто сегодня наследует эту традицию?

– За время существования академии были подготовлены, повторю, десятки тысяч офицеров, более 30 из них стали Маршалами Советского Союза, Главными маршалами родов войск, свыше 60 – генералами армии и маршалами родов войск. Среди них такие известные военачальники, как Жуков, Конев, Малиновский, Толбухин, Говоров, Мерецков. Заслуги названных военачальников перед Отечеством определены кратко и емко – Маршалы Победы.

Маршальская школа
Слушатели военной академии. 1941 год

В относительно недавнее время академию окончили офицеры, которые сегодня занимают важные государственные и военные посты, носят звание Героя Российской Федерации. Среди них начальник Генерального штаба Вооруженных Сил – первый заместитель министра обороны РФ генерал армии Валерий Герасимов (окончил ВА БТВ), командующий войсками Южного военного округа генерал-полковник Александр Дворников, глава республики Ингушетия Юнус-Бек Евкуров, председатель комитета Государственной Думы по обороне генерал-полковник Владимир Шаманов… Их заслуги перед Отечеством, я считаю, не нуждаются в чьих-либо комментариях.

– Один из наиболее сложных периодов для страны и Вооруженных Сил начался в лихие 90-е. Как это время отразилось на работе академии?

– Распад Советского Союза, естественно, не мог не сказаться на ее деятельности, было много изменений не в лучшую сторону, упал престиж военной службы. Денег не хватало не то что на развитие вуза, а даже на поддержание в требуемом состоянии учебно-материальной базы. И все же удалось сохранить костяк преподавательского состава, в том числе имеющего боевой опыт, полученный в Афганистане. Несмотря на трудности, продолжалась подготовка офицеров по всем специальностям (специализациям), ежегодно проводился набор и выпуск слушателей. Благодаря деятельности руководства академии тех лет качество их подготовки не снизилось.

Именно выпускники того времени сегодня руководят нашими Вооруженными Силами, которые по своему состоянию и способности выполнить задачи по защите Отечества опережают армии ведущих государств, имеющих несравнимые с Российской Федерацией экономические возможности.

Болонская система отразилась на организации учебного процесса, но лишь в той степени, при которой не оказывала отрицательного влияния на подготовку офицерских кадров

– Коснулась ли вас пресловутая Болонская система?

– Существование академии в едином образовательном пространстве обязывает соответствовать требованиям, которые предъявляются к высшей школе в целом. Слушатели академии с 2013 года стали обучаться по программам магистратуры на основе федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения. Соответственно так называемая Болонская система отразилась на организации учебного процесса, но лишь в той степени, при которой она не оказывала отрицательного влияния на выполнение государственной задачи по подготовке офицерских кадров.

– Мы понимаем, как много зависит от отношения к вузу руководства Вооруженных Сил. Что поменялось в системе подготовки офицеров с приходом на должность нынешнего министра обороны?

– Можно сказать, что система подготовки офицеров с приходом Сергея Кужугетовича Шойгу получила дальнейшее развитие. Набор как в академии, так и в военные училища стал проводиться в соответствии с потребностями в подготовке кадров по тем или иным военным специальностям. Обучение офицеров с высшей военной оперативно-тактической подготовкой – осуществляться по программам высшего образования на основе федеральных государственных образовательных стандартов со сроком подготовки два года. Организационно-штатная структура академии, как и других вузов, приведена в соответствие с требованиями по качественному обеспечению образовательной деятельности. Были приняты меры по повышению престижа военной службы в вузах.

Маршальская школа

Но самое главное – приведение организации и содержания подготовки слушателей в соответствие с современными требованиями, передовым опытом боевой и повседневной деятельности войск. Значительно повысился уровень информатизации как образовательного процесса, так и военного управления в целом. Материально-техническое и финансовое обеспечение академии также значительно улучшилось. Преподаватели и слушатели получили большие возможности по участию в мероприятиях оперативной и боевой подготовки войск, что повысило практическую направленность учебного процесса.

– Последние десятилетия изобилуют различными вооруженными конфликтами по всему миру. Как это учитывается в программах подготовки слушателей?

– Обучение в академии основывается на изучении классических форм и способов ведения войны. Поэтому в образовательном процессе мы опираемся на классику, без нее, как говорится, никуда не денешься. Но главное – это современность и перспективы развития военного дела.

Действительно, за последние десятилетия правящие круги ряда западных стран, к сожалению, не отказались от войны как от основного средства достижения политических целей. США имеют намерение выйти из договоров, которые сдерживали гонку вооружений. Против России развязана информационная война.

Сейчас столько разных вооруженных конфликтов, что невозможно их хотя бы классифицировать по одному универсальному шаблону. Тем не менее весь новый опыт ведения боевых действий напрямую отражается на обучении слушателей. Он учитывается не только в программах и методических материалах. Любое занятие подразумевает обращение к конкретным примерам современного боевого опыта.

Маршальская школа
В музее академии. Фото: mskobr.ru

– На слуху тема разработки новых уставных документов Вооруженных Сил. Одни уже приняты, другие готовятся. Ваши офицеры из числа слушателей, профессорско-преподавательского состава принимают в этом участие и есть ли проблемы в освоении современного опыта боевых действий?

– Академия принимает непосредственное и активное участие в разработке различных документов Министерства обороны РФ, что осуществляется на основе изучения современного опыта ведения боевых действий и полученных в результате этого результатов. Научно-исследовательские работы ведутся как профессорско-преподавательским составом, так и слушателями при подготовке магистерских диссертаций.

Необходимость внедрения боевого опыта в учебный процесс объективно обусловлена формированием у слушателей умения мыслить и действовать нешаблонно, изыскивать неожиданные для противника способы выполнения поставленных задач. С этой целью в академии создана и работает система сбора, анализа и обобщения полученной информации из различных источников, исследований. Пишутся научные труды, защищаются диссертации. Полученные результаты зафиксированы более чем в 50 учебниках (в том числе электронных), монографиях, методических рекомендациях и уставных документах.

По проблемам подготовки и ведения боевых действий преподавательским составом, слушателями и адъюнктами проводятся «круглые столы», конференции. По их итогам регулярно выпускаются аналитические отчеты, научные сборники. Но основные усилия в подготовке слушателей сосредоточиваются на выработке умений и навыков творчески использовать полученные знания и опыт на практике в различных условиях боевой обстановки.

Таким образом формируются качества, необходимые для достижения успеха в современном бою, развиваются способности предвидеть обстановку, упреждать неприятеля в действиях, навязывать ему свою волю, принимать нестандартные решения, сочетающие разумный риск с хитростью и обманом. Это позволяет обучающимся творчески использовать их при выполнении должностных обязанностей не только в ходе армейских командно-штабных военных игр и учений, но и при подготовке магистерских диссертаций, курсовых работ, выступлений на учебных занятиях и конференциях, написании статей, а также в дальнейшей служебной деятельности. А самое главное – в конкретной боевой обстановке на различных театрах военных действий.

Беседовал Олег Фаличев

Опубликовано в выпуске № 49 (762) за 18 декабря 2018 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...