Версия для печати

Лицо войны под маской прозы

«Раненых солдат больше всего волновало, будут ли они выглядеть так же, как раньше»

«Человеческая душа в коже. Буквально. И я в этом не сомневаюсь. Убедился на собственном опыте, приобретенном во время войны, когда я был военным врачом. На фронте ежедневно кому-нибудь отрывало руки и ноги, калечило лицо. И что, вы думаете, больше всего волновало раненых солдат? Не жизнь, не восстановление функций организма, а прежде всего будут ли они выглядеть точно так же, как раньше. Лицо – это в главной степени его выражение. А выражение лица... Это своеобразное уравнение, которое определяет отношения с людьми. Тропинка, которая связывает с ними. И если ее перегородит обвал, то люди пройдут мимо вашего дома, потому что будут считать, что его покинули... Вы видели выражение лица идиота или шизофреника? Когда тропинка постоянно замусорена, в конце концов про нее забывают», – написал в книге «Чужое лицо» прозаик, драматург и сценарист Кобо Абэ (1924–1993).

Его роман «Женщина в песках», опубликованный в журнале «Иностранная литература», пользовался в Советском Союзе огромной популярностью. Классик японской литературы был разносторонним человеком. Увлекался театром, был поклонником Белы Бартока и группы Pink Floyd. В 50-е, стоя на позициях литературного авангарда, примкнул к обществу «Народная литература» и вступил в компартию Японии. В 1961-м после съезда, на котором определили новый курс, Абэ выступил с его критикой, за которой последовало исключение из КПЯ.

Кэндзабуро Оэ, тоже классик, сравнивал Абэ с Кафкой и Фолкнером и заявлял, что проживи он подольше, непременно получил бы Нобелевскую премию по литературе.

Прислал Сергей Покровский

Опубликовано в выпуске № 50 (763) за 25 декабря 2018 года

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц