Версия для печати

Труба поперек Суэцкого канала

В какое море потекут нефтяные реки
Шипилов Леонид

Отклик на статью «Раис с вашингтонским мандатом»

Попытки внешних сил расколоть Судан не прекращаются, но власти грамотно работают на опережение. Возможно, на этом примере отрабатываются схемы расчленения других африканских стран. Такова точка зрения Азхари Абдэль Кадера, министра нефти и газа Судана, высказанная на состоявшейся 12 декабря в Москве пресс-конференции.

Прежде всего речь идет о провинции Дарфур с полиэтническим составом, обладающей крупными ресурсами нефти, газа, золота и руд цветных металлов. Предполагаются здесь и запасы урана, ртути, графита. Центральное правительство, «памятуя о причинах и последствиях отделения Южного Судана, вкладывает все более значительные средства в социально-экономическое развитие Дарфура, в том числе в обустройство возвращающихся туда беженцев», – пояснил министр. Он также уточнил: «Я сам уроженец Дарфура и вполне могу заверить, что ситуация там меняется в лучшую сторону. Хотя известно о попытках внешних сил повторить здесь то, что было сделано с Южным Суданом. Дарфур был и останется составной частью Судана».

Спецслужбы США поддерживали суданских сепаратистов, закрывали глаза на проникновение в Дарфур исламских террористов

В 90-х и ранее спецслужбы США поддерживали тамошних сепаратистов, даже закрывали глаза на проникновение в Дарфур исламских террористов. Кстати, еще до Второй мировой войны и после нее за обладание этим регионом, граничащим с обширной Французской Экваториальной Африкой, соперничали Лондон с Парижем, но регион остался в англо-египетском (до 1956 года) Судане.

Что касается отношений с Джубой, министр подчеркнул: «Они активно улучшаются. Не исключаю, что внешние планы отторжения Южного Судана предусматривали его постоянную конфликтность с Хартумом, но обе стороны со временем предпочли сотрудничество, обусловленное и экономическими факторами». Речь идет прежде всего о нефте- и газопроводах (существующих и планируемых) с юга к Красному морю (Порт-Судану).

Более того, Хартум давно предлагает создать трансафриканский трубопровод между Порт-Суданом и нефтяными хабами Габона/Камеруна. Это будет способствовать интеграции стран континента и изменит логистику большей части мировых потоков углеводородов. Проектом интересуются, в частности, Саудовская Аравия и Эритрея (там неподалеку от Порт-Судана есть крупный нефтепорт Массауа). Но тогда Суэцкий канал станет убыточным.

Значит, Каир наверняка будет и впредь возражать против этого проекта, предложенного еще в середине 70-х генералом Джафаром Мухаммедом Нимейри, главой Судана. С тех пор отношения Каира и Хартума стали еще более напряженными. К тому же они отягощены давними (с 1957 года) спорами о статусе приморского района Халаиб. Не поддерживают этот проект и США.

Опубликовано в выпуске № 50 (763) за 25 декабря 2018 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...