Версия для печати

Сверхзвуковые гонки сверхдержав

Судьбу Ту-144 определили личный пилот Брежнева и катастрофа в Ле Бурже
Геращенко Константин

Продолжение. Часть первая

 

50 лет назад, 31 декабря 1968 года, состоялся первый полет пассажирского лайнера Ту-144. «Конкорд» поднялся в небо 2 марта 1969-го. Летные испытания советского самолета и европейского конкурента шли «ноздря в ноздрю».

Каждый стремился привлечь внимание общественности. «Конкорд» совершил мировое турне. А туполевская фирма провела пресс-конференцию, на которой было объявлено о запуске самолета в серийное производство. И тут же два десятка крупных мировых перевозчиков выстроились в очередь. Еще одна пресс-конференция была проведена на борту Ту-144. Это было эффектно – задавать вопросы генеральному конструктору на высоте 13 километров и на сверхзвуковой скорости. Правда, не обошлось без курьеза. Взлетали в аэропорту Внуково. Мощная реактивная струя суперсоника овредила покрытие взлетно-посадочной полосы. Садиться пришлось на запасном аэродроме. С тех пор Ту-144 во Внуково не появлялся. 

 

Французская трагедия

 

Летом 1973-го во Франции, в Ле Бурже проходил очередной авиакосмический салон. Его главными звездами были Ту-144 и «Конкорд». Самый интересный пункт программы – показательные полеты. Сначала все шло по плану. Свои возможности в небе продемонстрировали «Конкорд» и Ту-144. Но в следующем полете «Конкорд» сделал эффектный трюк: при посадке, уже коснувшись полосы, летчик неожиданно включил форсаж, и самолет под углом в 45 градусов стремительно ушел вверх. Да, пустой, с неполной заправкой. Но зрителей это не интересует. Их привлекает зрелищность шоу. 

 

Руководители нашей делегации решили, что мы должны ответить чем-то подобным. Ту-144 делает проход перед трибунами на малой высоте, затем включает форсаж и тоже резко уходит вверх. На высоте 1200 метров самолет переходит в горизонтальный полет, а потом опускает нос и устремляется к земле. Видно, что пилоты пытаются вывести самолет из пикирования, но машина не выдерживает перегрузок и разваливается в воздухе. Обломки падают на городок рядом с аэродромом. Погиб экипаж Ту-144, разрушена школа, погибли 5 детей и двое взрослых, десятки человек получили ранения. 

 

Расследуя обстоятельства катастрофы, французы пришли к выводу, что причиной мог стать маневр уклонения от самолета «Мираж», который находился над Ту-144.

 

Дело в том, что в носовой части Ту-144 были установлены небольшие крылышки, улучшающие взлетно-посадочные характеристики, устойчивость и управляемость на малых скоростях. При взлете и посадке крылышки выпускаются, во время крейсерского полета убираются в фюзеляж. Конструкция крылышек, и то, как они работают, очень интересовали западных специалистов. Для этого и был отправлен на киносъемку «Мираж». 

 

Французы не стали раздувать большой скандал. Они не были заинтересованы в том, чтобы причиной катастрофы считались технические неполадки. Их пресса утверждала, что Ту-144 – копия «Конкорда». И если заявить о технических проблемах у советского лайнера, это сразу бросает тень и на европейскую машину.

Расследуя обстоятельства катастрофы, французы пришли к выводу, что причиной мог стать маневр уклонения от самолета «Мираж», который находился над Ту-144

 

На сверхзвуке за 68 рублей

 

Катастрофа в Ле Бурже повлияла на судьбу Ту-144. Самолет собирались через год выпустить на трассы, а у него и без того было немало противников. Один их главных – министр гражданской авиации СССР Борис Бугаев, в прошлом личный пилот Брежнева. Он понимал, что полеты Ту-144 –огромная «головная боль» для его ведомства. Ведь потребуется модернизировать всю инфраструктуру. Но поскольку в решении XXIV Съезда КПСС было записано, что самолет должен эксплуатироваться на регулярных линиях, организовали рейс Москва – Алма-Ата. Он выполнялся раз в неделю, билет стоил 68 рублей, всего на два червонца больше, чем на обычном самолете. Для сравнения: цена билета на «Конкорд» составляла 2500 долларов.

 

Сервис на борту Ту-144 был на высоте: шампанское, коньяк, икра, экзотические фрукты. 3200 километров самолет преодолевал за 2 часа. Правда, пассажиров смущало то обстоятельство, что экипаж был одет в специальные компенсирующие жилеты и шлемофоны. Объясняли это целями безопасности. Дескать, в случае разгерметизации пилоты не потеряют сознание, спасут пассажиров и самолет. Но западные журналисты подчеркивали, что пилоты «Конкордов» одеты только в форменные костюмы.

 

Полеты Ту-144 были для министерства настоящим бедствием. Каждые 15 минут уточнялся прогноз погоды, готовность запасных аэродромов. 

 

И в правительстве, и в КБ, все понимали, что рейсы в столицу Казахстана – решение вынужденное. На Дальний Восток лайнер не долетит. Требовалась модернизация самолета, и в первую очередь, двигателя. Была создана модификация Ту-144Д, где литера Д означает дальний. Для этой машины разработали новые двигатели. Но череда катастроф (при летных и даже наземных испытаниях) откладывала ввод самолета в эксплуатацию. К тому же в СССР появился широкофюзеляжный Ил-86, который должен был взять на себя основную часть пассажиропотока.

 

В 1982 году умер Леонид Брежнев, и Ту-144 фактически лишился главного покровителя. Новое руководство критически оценивает затраты на дорогую сверхзвуковую «игрушку» и реальную отдачу. В июле 1983-го выходит правительственное постановление о прекращении работ по Ту-144.

 

Доля «Конкорда»

 

Англо-французский лайнер был более успешен, хотя и его судьба не безоблачна. В 1973 году правительство США запретило полеты над своей территорией, объясняя это чрезмерным уровнем шума, разрушением озонового слоя и ущербом, который причиняет звуковой удар.

 

Самые черные для «Конкорда» дни наступили осенью 1973-го, когда случился арабо-израильский конфликт. Цены на нефть взлетели, и лайнеры стали нерентабельными. Вместо запланированных двухсот машин было построено всего 16. 

 

Тем не менее, они летали еще 20 лет и перевезли 3 млн пассажиров. Каждый самолет обошелся в 350 млн долларов. Поэтому 12 СПС были проданы British Airways и Air France за символический 1 франк за штуку. Только при таких условиях перевозчики могли окупить затраты. Всего на проект «Конкорд» было потрачено 17 млрд долларов.

 

В июле 2000 года произошла катастрофа «Конкорда» под Парижем, погибло 113 пассажиров. Так случилось, что самолет упал в 5 км места гибели Ту-144. Последний рейс Нью-Йорк – Лондон «Конкорд» выполнил 24 октября 2003 года.

 

Константин Геращенко

 

Окончание следует

Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц