Версия для печати

Всех гражданских освободить, военнослужащих - посадить

Михайлов Виктор
В конце 2005 г. правительство РФ внесло в Государственную Думу законопроект, предусматривающий исключение из уголовного права страны такого вида наказания, как арест. Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, с которой удалось ознакомиться корреспонденту "ВПК", "исключение из законодательных актов Российской Федерации положений о наказании в виде ареста не потребует изменения системы уголовной ответственности и не повлияет на эффективность достижения целей уголовного наказания". В Вооруженных Силах и других военных формированиях предлагаемый к отмене арест предусмотрен как вид наказания по восьми воинским преступлениям. Выходит, теперь для военнослужащих остается только лишение свободы?


ПРАВИТЕЛЬСТВО ПРЕДЛАГАЕТ ИСКЛЮЧИТЬ ИЗ РОССИЙСКОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА ТАКОЙ ВИД НАКАЗАНИЯ, КАК АРЕСТ


В конце 2005 г. правительство РФ внесло в Государственную Думу законопроект, предусматривающий исключение из уголовного права страны такого вида наказания, как арест. Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, с которой удалось ознакомиться корреспонденту "ВПК", "исключение из законодательных актов Российской Федерации положений о наказании в виде ареста не потребует изменения системы уголовной ответственности и не повлияет на эффективность достижения целей уголовного наказания". В Вооруженных Силах и других военных формированиях предлагаемый к отмене арест предусмотрен как вид наказания по восьми воинским преступлениям. Выходит, теперь для военнослужащих остается только лишение свободы?
{{direct_hor}}

В армии порядок исполнения ареста детально регламентирован Уставом гарнизонной и караульной службы.
Фото Георгия ДАНИЛОВА
Само понятие "арест" было введено в уголовную ответственность вступившими в силу в июле 1996 г. Уголовно-исполнительным кодексом РФ и в январе 1997 г. Уголовным кодексом РФ. В соответствии с 54-й статьей Уголовного кодекса арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции сроком от одного до шести месяцев.

ХУЖЕ, ЧЕМ В КОЛОНИИ

Строгая изоляция означает содержание в запираемых камерах, запрет на свидания, посылки и передачи, непривлечение к оплачиваемому труду. Последнее автоматически превращает декларируемую возможность приобретать продукты питания и предметы первой необходимости в ничем не обеспеченное право: самому заработать необходимые средства нельзя, а свидания, передачи и посылки запрещены. То есть фактически условия ареста были более строгие, чем тюремное заключение, которое отбывают лица, совершившие наиболее тяжкие преступления, а также переведенные из исправительных колоний общего, строгого и особого режимов за нарушение порядка отбывания наказания.

Однако все это, по мнению экспертов правительства, никак не соответствует тяжести преступлений, за которые предполагается арест. Среди них, например, умышленное причинение легкого вреда здоровью, побои, угроза убийством, заражение венерической болезнью, оставление в опасности, клевета: Для сравнения: тюремное заключение, которое, по оценке специалистов, повторим, имеет режим содержания значительно мягче, предусматривается для террористов, лиц, совершивших два и более убийств или убийства в особо жестокой форме: Таким образом, при назначении одному осужденному ареста, а другому лишения свободы (и то и другое возможно на один срок - 2-6 месяцев), в более выгодных условиях окажется тот из них, кто осужден к лишению свободы. И это при том, что 44-й статьей того же Уголовного кодекса лишение свободы определено более строгим наказанием, чем арест.

НА "ГРАЖДАНКЕ" НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНИТСЯ

Как отмечается в пояснительной записке к правительственному законопроекту, "сохранение ареста в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации потребует неоправданных значительных финансовых расходов". Согласно предварительным расчетам, численность осужденных к аресту в стране может составить 60-70 тыс. человек в год. Для их размещения потребуется построить 140 арестных домов (не путать с тюрьмами!). Их строительство и содержание "с лимитом наполнения каждого в 500 человек", по оценкам Белого дома, обойдется государству в 75 млрд. рублей. Причем, подчеркивается в документе, сделать это необходимо до конца 2006 г., пока действует Федеральная целевая программа "Реформирование уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ на 2002-2006 годы". Последняя, отметим, и так предусматривает значительное строительство - одних следственных изоляторов на 46 тыс. человек.

И последний аргумент правительства: за восьмилетний срок действия сегодняшнего Уголовного кодекса арест не применялся ни к кому. Но это "не нарушило сбалансированности санкций уголовного законодательства", отмечается в документе. В связи с чем и делается вывод: "исключение из законодательных актов Российской Федерации положений о наказании в виде ареста: не повлияет на эффективность достижения целей уголовного наказания".

А что же будет в армии? Над этим вопросом задумались в комитете ГД по обороне и других парламентских органах. И, похоже, у депутатов эта инициатива правительства не "по всем параметрам" воспринята положительно. Например, комитет по обороне, в целом поддерживая концепцию документа, высказался за сохранение ареста в отношении военнослужащих. Свою позицию думские оборонщики подкрепляют рядом доводов. Они, в частности, отмечают, что предлагаемый к отмене арест предусмотрен как вид наказания по восьми воинским преступлениям. В ряде случаев это преступления небольшой тяжести, санкции наказания за которые не предусматривают лишения свободы. К военнослужащим не применяются такие наказания, как исправительные и обязательные работы, ограничение свободы, а применение штрафа носит весьма ограниченный характер в силу достаточно низкого материального положения военнослужащих.

Так как же теперь наказывать за неисполнение приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе, за самовольную отлучку от двух до десяти суток, уклонение от исполнения обязанностей путем симуляции болезни, членовредительства либо подделки документов, нарушение правил несения караульной, внутренней и гарнизонной служб, повлекшее вред охраняемым объектам или гражданам? Даже сохраняемое наказание в виде содержания в дисциплинарной части может быть применено лишь к тем, кто проходит службу по призыву. А поскольку мы стремимся к армии контрактной, то это число, естественно, уменьшается. К военнослужащим же по контракту может применяться, по сути, лишь ограничение по службе. И то не ко всем. Из этой категории выпадают контрактники-иностранцы, которые появились в Российской армии с 2004 г. И общим видом наказания остается лишение свободы. Но это если речь идет о серьезных преступлениях.

В АРМИИ ЕСТЬ "МЕСТО" ДЛЯ АРЕСТА

Думские эксперты убеждены, что практика ареста военнослужащих не связана с дополнительными финансово-материальными средствами, на что делают упор их правительственные коллеги. "Нормативные и фактические возможности введения ареста в отношении военнослужащих и его исполнения вне системы ФСИН (Федеральной службы исполнения наказаний) на гауптвахтах Минобороны имеются", - заявили нам в аппарате комитета ГД по обороне. И добавили, что порядок исполнения этого наказания детально регламентирован Уставом гарнизонной и караульной службы ВС РФ, утвержденным Указом президента РФ в 1993 г., и правилами отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими, утвержденными приказом МО РФ в 1997 г. во исполнение Уголовно-процессуального кодекса.

Свою позицию парламентарии подтверждают и международным опытом. "Возможность военно-судебного применения краткосрочного уголовного ареста предусмотрена в большинстве зарубежных стран, в том числе и членов Совета Европы", - отмечается в заключении комитета на законопроект. Более того, считают думские оборонщики, применение ареста в отношении военнослужащих многократно становилось предметом рассмотрения Европейского суда по правам человека и "признавалось правомерным при условии его назначения надлежащим независимым судом".

В итоге Комитет ГД по обороне предлагает согласиться с положениями законопроекта об исключении из действующих Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов всех положений об аресте в отношении гражданских лиц, но сохранить данное наказание в отношении военнослужащих.

Виктор МИХАЙЛОВ

Опубликовано в выпуске № 1 (117) за 11 января 2006 года

Loading...
Загрузка...
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц