Версия для печати

С волной - на наш берег

Цыганок Анатолий
По мнению большинства ведущих аналитиков по вопросам безопасности, в первой половине ХХI в. основные угрозы стабильности в мире возможны в основном в прибрежных областях на глубину 200-300 км от побережья. Неслучайно Пентагон в последние годы и проводит реорганизацию Вооруженных Сил с учетом перспективных задач по ликвидации угроз на приморских направлениях. О важности для России вопросов обороны морского побережья говорить не приходится, так как большая часть нашей границы проходит по урезу воды.


ПРОБЛЕМЫ МОРСКИХ ПРОТИВОДЕСАНТНЫХ ОПЕРАЦИЙ ТРЕБУЮТ РЕШЕНИЯ


По мнению большинства ведущих аналитиков по вопросам безопасности, в первой половине ХХI в. основные угрозы стабильности в мире возможны в основном в прибрежных областях на глубину 200-300 км от побережья. Неслучайно Пентагон в последние годы и проводит реорганизацию Вооруженных Сил с учетом перспективных задач по ликвидации угроз на приморских направлениях. О важности для России вопросов обороны морского побережья говорить не приходится, так как большая часть нашей границы проходит по урезу воды.
{{direct_hor}}

Их поле боя - берег.
Фото Леонида ЯКУТИНА
Учитывая опыт последней войны в Ираке, когда на ее начальном этапе правительство Турции отказало Соединенным Штатам в пролете самолетов коалиции над своей территорией, а правительство Иордании - в использовании большего числа аэродромов, руководством США был найден такой выход - конструирование и постройка плавучих платформ-островов водоизмещением 62-68 тыс. тонн, длиной 959-1011 футов и со скоростью хода 24 узла. То есть плавучих складов и аэродромов одновременно. Они заменят транспортные суда сил заблаговременного складирования, так как обладают более широкими функциональными возможностями, менее зависимы от береговых баз и лучше обеспечат боевую устойчивость перебрасываемых формирований. Одновременно Пентагон уделяет большое внимание мобильности экспедиционных дивизий ВМС, делая ставку на Корпус морской пехоты (150 тыс. человек).

Экспедиционные ударные группы (ЭУГ) развернуты США в Тихом, Атлантическом и Индийском океанах. В целом американские ВМС способны сформировать 12 ЭУГ и 12 авианосных ударных групп. Общее же число оперативных групп флота может быть 37-38. По расчетам зарубежных экспертов, для переброски экспедиционного батальона морской пехоты необходимо 3-5 десантных кораблей и судов, экспедиционной бригады - 12-18. Для переброски экспедиционной дивизии потребуется 46 кораблей и судов, в том числе 3 десантных вертолетоносца или универсальных десантных корабля-дока, 4 десантных транспорта-дока, 10 десантных войсковых транспортов и 12 десантных грузовых транспортов. Сейчас в боевом составе амфибийных сил Атлантического и Тихоокеанского флотов насчитывается 43 десантных корабля, в том числе 12 универсальных десантных кораблей, два штабных корабля, 11 десантно-вертолетных кораблей-доков, 15 десантных транспортов-доков (десантная вместимость универсального десантного корабля - 1700-1870 чел., десантно-вертолетного корабля-дока - 8400-9300 чел., десантного транспорта-дока - 366-500 чел., танко-десантного корабля - 400 чел.).

Китай, имеющий армию в 2 480 000 человек, в ближайшие годы, хотя и снижает численность своих войск почти на 500 000, ускоряет модернизацию технологически более сложных видов Вооруженных Сил, в частности ВМС. Морские силы КНР уже насчитывают 15 танко-десантных кораблей, 24 средних десантных корабля, 13 малых десантных кораблей, 44 десантных катера, 10 десантных кораблей на воздушной подушке.

В то же время надо отметить, что в новой России мало уделяется внимания подготовке специалистов по противодесантным операциям и действиям в морском десанте. Сложно даже представить, как выпускник Общевойсковой академии будет организовывать получение данных от пограничного отряда или застав на побережье, от дивизии ПВО, от разведывательного отдела флота и от разведки ВВС в реальном масштабе времени. И по каким картам он будет наносить обстановку? Если не предусмотрены средства связи для организации взаимодействия, а топоосновы сухопутных и морских карт не совпадают в принципе. Если в штатах мотострелковых соединений, дивизиях ВВС и ПВО, морских пограничных частях, флотилиях ВМФ не предусмотрены штатные должности для комплектования оперативных групп по организации взаимодействия. Маловероятно и то, что, скажем, выпускник Военно-инженерной академии начнет приводить в боевое снаряжение, загружать кассеты с донными минами на баржу типа "Танкист" и устанавливать их на баровых отмелях, если этому его обучают по сверхсокращенной программе.

Опыт показывает, что офицеры и генералы становятся специалистами по организации противодесантной обороны и действиям в морском десанте через 3-4 года постоянной учебы в ходе практической работы, в ходе тренировок и на тактических, оперативно-тактических и оперативных учениях с участием не только частей Сухопутных войск, но и соединений и частей флота, ВВС и ПВО, Пограничных и Внутренних войск. На командно-штабных тренировках и учениях, даже руководимых самыми большими армейскими начальниками, научить этому практически невозможно. Практика командно-штабных учений на картах никогда не заменит совместных тренировок с использованием техники и вооружения. Оторванность теории от практики заставляет в войсках, дислоцированных на морском побережье, организовывать изучение взаимодействующих в противодесантной операции сил и средств ВВС и ПВО, ВМФ, Пограничных войск, то есть тех материалов, которые должны были изучаться ранее в училищах и академиях. Узнать боевые возможности тех сил и средств флота, авиации, ПВО, Пограничных и Внутренних войск, которые "на земле" будут взаимодействовать на всех этапах противодесантной или морской десантной операции с мотострелковыми, танковыми и артиллерийскими частями Сухопутных войск, без совместных учений и тренировок просто нереально. Даже такая "мелочь", как незнание условных обозначений и морской терминологии флота для сухопутных офицеров (и наоборот, условные обозначения СВ и терминология для морских офицеров), создает большие сложности в организации взаимодействия, планировании комплексного огневого взаимодействия, оформлении решений командиров и командующих.

Или другой пример. Вряд ли в настоящее время на бортах сухогрузов разных типов или другого однотипного транспорта, предназначенного для действий общевойсковых сил в морском десанте, заготовлены и лежат в трюмах (как положено по прежним мобилизационным планам) доски для монтирования нар для сил десанта и крепления для боевой техники. Кроме того, маловероятно, что нынешними командирами и командующими могут быть построены походные ордера конвоев. Но самое большое сомнение вызывает распределение штабом целей комплексного огневого поражения между ВВС, кораблями огневой поддержки флота и артиллерийскими частями и соединениями Сухопутных войск как при высадке, так и при действиях десантных сил на берегу.

Морская десантная (противодесантная) операция проводится, как известно, совместными усилиями объединений и соединений Сухопутных войск и ВМФ в тесном взаимодействии с соединениями и частями ВВС и ПВО, а на этапе отражения высадки - с частями Пограничных войск, Внутренних и Железнодорожных войск. В зависимости от масштаба морская десантная операция может включать в себя несколько этапов: планирование, погрузку сил десанта на десантные корабли и суда, переход десанта морем, возможен этап репетиции высадки, высадку десанта и действия на берегу. Соответственно, по этим же этапам проводится и противодесантная операция.

Для проведения морской десантной операции Россия имеет недостаточное количество специальных кораблей и судов. Согласно экспертным оценкам, опубликованным в СМИ, совокупно на всех российских флотах и флотилиях насчитывается 32 десантных корабля. Однако следует напомнить, что отсутствие специальных судов не помешало Советскому Союзу осуществить операцию "Анадырь" в 1961 г. (в период с 12 июня по 22 октября была осуществлена межконтинентальная переброска группы войск на Кубу со штатным вооружением на гражданских судах). Есть и другие примеры. Так, 33-я мотострелковая дивизия Дальневосточного военного округа, где автор проходил службу, в 1979 г. организовала и провела высадку морского десанта на судах Дальневосточного пароходства в бухте Ольга (Приморский край).

Анализ проблем, которые тогда возникли как у командования объединения, так и руководства Тихоокеанского флота при планировании, практической погрузке, переходе морем и высадке мотострелков в ходе названного учения, давал основания полагать, что необходимо кардинально менять подходы к подготовке специалистов по морским десантным и противодесантным операциям в Сухопутных войсках и ВМФ. Первая и основная проблема - организация управления штабами и войсками и взаимодействия между разновидовыми соединениями и частями. Другая проблема - планирование комплексного огневого поражения на этапах морской десантной операции (аналогично применительно к этапам противодесантной операции). Не думаю, что эти проблемы сейчас решены.

Взаимодействие между сухопутными силами и флотом существует только теоретически. Офицеры всех уровней (от командира взвода до командующего армией) не знают возможностей соседей по операции, их характеристик. Несопрягаемость морских, сухопутных и воздушных средств связи и управления, отсутствие единой системы взаимоопознавания создают огромные проблемы для организации комплексного огневого поражения. Данные систем космической и воздушной разведки из-за отсутствия непосредственно в сухопутных соединениях и частях и силах флота пунктов приема и дешифрирования опаздывали при передаче информации на часы и сутки. Система радиолокационной разведки ВВС и ПВО действовала только в своих интересах, не имея возможности передать данные ни взаимодействующим с ними сухопутным частям, ни силам флота, ни пограничникам, ни Внутренним войскам и уж тем более - железнодорожникам. Нестыковка топографических основ морских и сухопутных карт (хотя бы на участках погрузки и участках высадки десанта) значительно усложняла вопросы планирования и управления.

Отсутствие однотипных судов значительно увеличивало сроки погрузки техники и личного состава. Затруднения вызывали даже расчеты планов погрузки общевойсковых частей на сухогрузы, подготовленные офицерами-операторами общевойсковых дивизий и армий, поскольку такие темы в учебных планах академий СВ отсутствуют. В штабах соединений и частей нет "лишних" офицеров для укомплектования оперативных групп взаимодействия (как при командующем общевойсковым объединением, так и при командующем флотским объединением), поэтому вопросами взаимодействия занимались "случайные" офицеры.

Такие же проблемы возникают перед соединениями и частями, обороняющими морское побережье. Отразить высадку морских и воздушных десантов для них - задача трудновыполнимая по многим параметрам. Например, соединениям и частям назначают полосы обороны, которые из-за их пространственного размаха сложно не только оборонять, но и не допускать высадки противника. Не секрет, что, скажем, несколько сот километров морского или горно-лесистого морского побережья на Дальнем Востоке, определенных в прежние времена соответствующими директивами и приказами к противодесантной обороне, практически невозможно даже прикрыть. По опыту учений, в которых пришлось участвовать, знаю: войска занимают только узловые участки, оставляя большую часть побережья без надежного огневого поражения и даже без радиолокационного и визуального наблюдения. Ожидать эффективности обороны в этих условиях не приходится, надеяться на значительное увеличение привлекаемых сил и средств нереально.

Поэтому, учитывая незначительность военных сил и средств в Дальневосточном регионе, здесь необходимо резко усилить техническое обеспечение дислоцированных там группировок, в частности беспилотными летальными аппаратами. Требуется принять решение на уровне Министерства обороны по состыковке топографических основ морских и общевойсковых карт для прибрежной зоны. Не станут лишними и изменения в штатной структуре соединений и объединений, предусматривающие кадровые "единички" для организации взаимодействия на приморских направлениях. Не помешает и целевая подготовка офицеров-специалистов исключительно по противодесантной обороне и морским десантным операциям.

Анатолий ЦЫГАНОК
руководитель Центра военного прогнозирования, кандидат военных наук

Опубликовано в выпуске № 27 (193) за 18 июля 2007 года

Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц