Версия для печати

Кавказский крест офицера

Анастасян Анатолий
На военном совете Главного командования Внутренних войск (ГКВВ) МВД России, проходившем в апреле с.г., было отмечено, что прежние формы и методы профилактической работы с военнослужащими практически исчерпали себя. Об этом лучше всего говорит статистика совершаемых преступлений и происшествий. Немалая часть из них носит явный или скрытый межнациональный характер.


МНОГИЕ КОМАНДИРЫ ПО-ПРЕЖНЕМУ СЛАБО ПРЕДСТАВЛЯЮТ СЕБЕ РАБОТУ ПО СПЛОЧЕНИЮ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВА


На военном совете Главного командования Внутренних войск (ГКВВ) МВД России, проходившем в апреле с.г., было отмечено, что прежние формы и методы профилактической работы с военнослужащими практически исчерпали себя. Об этом лучше всего говорит статистика совершаемых преступлений и происшествий. Немалая часть из них носит явный или скрытый межнациональный характер.
{{direct_hor}}

Воспитание у подчиненных таких волевых качеств, как смелость, стойкость, крепость характера, целиком лежит на командирах.
Фото Сергея ДЮЛЬДИНА
На наш взгляд, давно пора открыто признать наличие в войсках, да и в других силовых структурах проблемы межнациональных отношений. Ее нужно не скрывать, боясь обвинений в нетолерантности, а тщательно изучать, рассматривая в контексте исторических фактов и реальных событий, происходящих в современном российском обществе.

В нашей военной истории накоплен богатый опыт прохождения службы гражданами различных национальностей, в том числе в сугубо национальных милиционных и иррегулярных формированиях! О солдатах каждой национальности у большинства командиров сложилось свое мнение. Например, офицеры, служившие в свое время в конвойных частях, часто говорили, что нет лучшего, чем узбек, солдата-"вышкаря". Вынослив, послушен, молчалив, неподкупен! Обеспечь его положенным, прояви требовательность и заботу, вовремя похвали - получишь соответствующий результат. На особом счету у командиров всегда были воины, призванные с Кавказа. Учитывая "кавказский" менталитет, офицер мог правильно использовать этих солдат на службе, по достоинству оценив их лидерские качества и чистоплотность.

УЧИТЬСЯ ПОНИМАТЬ

За годы службы нам доводилось бывать в различных воинских частях и подразделениях, где служили люди самых разных национальностей. Среди них было немало уроженцев Северного Кавказа. Отмечу, что там, где подразделением командовал хороший, требовательный командир, был порядок.

С другой стороны, в советские времена существовала негласная инструкция - при распределении военнослужащих по частям и подразделениям учитывать их национальный состав. Считалось, что превышение в ротах определенных этноземляческих группировок, особенно из представителей кавказских республик, более чем на треть от всего личного состава чревато серьезными последствиями.

Опыт подсказывает, что игнорировать эти цифры не следует и сейчас. Вот данные Управления по работе с личным составом (УРЛС) ГКВВ МВД России за 2004 г.: доля преступлений, совершенных воинами, призванными из республик Северного Кавказа, составила 15% от общего количества преступлений, совершенных военнослужащими по призыву. При этом доля кавказцев в войсках составляла не более 6,3% от их численности. Благодаря принятым мерам количество совершенных ими преступлений в 2006 г. заметно сократилось - до 9,6%. Но уже к началу мая нынешнего года снова наметился их рост. Львиная доля совершаемых ими правонарушений (в 2007 г. - 63% от общего количества преступлений) связана с рукоприкладством, вымогательством, насильственными действиями в отношении начальника.

Реальность такова, что с каждым последующим призывом военнослужащих, поступивших в войска из республик Северного Кавказа, становится все больше и больше. Например, за полтора года (с весны 2003 г. по осень 2004 г.) их количество выросло на 45(!) процентов. С учетом этого возникает вопрос: как офицерам строить воспитательную работу в подразделениях, где солдаты-кавказцы составляют достаточный процент? Очевидно, для начала надо научиться понимать их.

"ДИКАЯ" - НЕ ЗНАЧИТ ПЛОХАЯ

Так ли уж в действительности страшны и неуправляемы воины-кавказцы, как их часто "малюют"? Пугает обычно неведомое, чужое, далекое. Но настолько ли мы далеки и чужды друг другу? Сотни лет, прожитых в едином государстве, общая история и одна на всех Великая Победа, взаимное проникновение и влияние культур, традиций и обычаев, смешанные браки, многонациональные школьные, трудовые и воинские коллективы. И, наконец, объединяющая роль русского языка. Все это хорошая почва для поиска путей взаимопознания и сближения.

С распадом Советского Союза процесс дезинтеграции общества коснулся и Российской Федерации. Сказались грубые ошибки и просчеты руководства в области внутренней и национальной политики. Наиболее остро и болезненно он протекал на Северном Кавказе, где противостояние под воздействием шовинистических и сепаратистских идей вскоре вылилось в кровопролитие. Тогда же появилось на свет изобретенное безответственными журналистами глупейшее словосочетание - "лицо кавказской национальности", а понятия "бандит" и "террорист" стали отождествляться общественностью с определенным этносом и нацией. Эти процессы не могли не затронуть и силовых структур. Ситуация осложнилась еще и тем, что в то же самое время произошли обвальное сокращение армии и войск, ломка партийно-политического и воспитательного аппарата, что повлекло за собой массовое увольнение опытных офицерских кадров. Но роль и значение офицера как опытного наставника и воспитателя от этого не уменьшилась - она, наоборот, многократно возросла! От офицеров в новых условиях требовались принципиальность, мужество, безукоризненная честность и порядочность, гибкость ума, обширный кругозор, умение вести людей за собой.

Здесь будет полезным вспомнить опыт русско-японской и Первой мировой войн, когда впервые были сформированы регулярные части из представителей коренных народов Кавказа - чеченцев, ингушей, кабардинцев, черкесов, народностей Дагестана, сведенных в полки. Эти части, по воспоминаниям современников, славились не только успехами в бою, но и "красотой межнационального общения", основанной на принципах взаимоуважения и верноподданнического служения единому Отечеству в лице государя-императора (а ведь тогда еще не минуло и 50 лет со дня окончания продолжительной и кровопролитной кавказской войны!). Благодаря чему было возможно такое?

Не спешите ссылаться на другую эпоху, времена, прошлые законы и порядки. Люди, их менталитет, психология, генотип народа за это время изменяются мало. Вряд ли те воины-горцы были более благовоспитанны и лучше знакомы с понятиями субординации и дисциплины, чем их нынешние потомки. Едва ли, имея начальное образование, они были настоящими "детьми гор". Давая в бою волю своему необузданному темпераменту, они приводили противника в ужас. Недаром же столкнувшиеся с ними в бою вполне "цивилизованные" австрийцы прозвали дивизию "дикой".

Характерно, что самих воинов-кавказцев в армии привлекали не только возможность получения выслуги и наград, но и то, чего им, очевидно, не хватало в жизни: дисциплина, субординация, твердый порядок. А еще по-настоящему товарищеские отношения, возможность блеснуть удалью, заслужить похвалу начальства, что всегда особо ценилось среди горцев. Да и командирами в этой дивизии были достойнейшие люди своего времени: родной брат царя великий князь Михаил Романов; сын наместника Кавказа князь Воронцов-Дашков; "первая шашка России" граф Келлер; граф Толстой; барон Врангель...

ПО ЗАКОНАМ ГОР

Времена действительно меняются. К сожалению, далеко не обо всех нынешних офицерах, командирах воинских частей и подразделений можно сказать так же: "достойнейшие люди". Все чаще среди них попадаются безответственные, равнодушные к службе и судьбе своих подчиненных "чинуши" в погонах. Многие из них, не желая утруждать себя кропотливой работой с подчиненными, спешат объявить и сегодняшних солдат-кавказцев "дикими"! Мол, что с них взять, дикари-с!

Стоит рассмотреть эту проблему подробнее. Взять, например, факт групповой самовольной отлучки, произошедший в одной из специальных моторизованных частей Внутренних войск, дислоцированной в Москве, в феврале позапрошлого года. Ее причиной стало издевательство над военнослужащими со стороны сослуживцев - трех уроженцев Дагестана. О творящихся в 1-й патрульной роте беспорядках знали многие, но никто из офицеров полка мер к их предотвращению или пресечению не принял. А ответственный в тот день в роте старший лейтенант устранился от исполнения своих обязанностей, видимо, испугавшись своих "диких" солдат. К сожалению, такие факты сегодня не редкость. Именно поэтому, чувствуя свою безнаказанность и понимая бездействие командиров как проявление слабости и безволия, обладающие своеобразным менталитетом, уважающие силу и людей с крепким характером воины-кавказцы начинают жить не по уставу, а по "законам гор". А в горах не любят и презирают трусов, награждая их часто кличкой "шакал". Так же иногда называют и некоторых офицеров.

В тех частях, где командиры проявляют принципиальность и твердость, видят и оценивают ситуацию верно, те же самые "дикие" солдаты-кавказцы служат добросовестно. Такой положительный опыт имеется, например, в части, дислоцированной в Череповце, где в 2006 г. около половины военнослужащих, проходивших службу по призыву, были уроженцами Северного Кавказа. Командованию, офицерам подразделений удалось не просто удержать ситуацию под контролем, не допустив всплеска преступлений, но и добиться хороших результатов в службе и воинской дисциплине. Мало того, многие из них изъявили желание продолжить службу по контракту. Аналогичные положительные примеры имеются и в других частях Северо-Западного, Северо-Кавказского, Восточного и других округов Внутренних войск.

Отдельного изучения требует опыт работы офицеров в военных комендатурах, дислоцированных в Чеченской Республике, и батальонах "Север" и "Юг" 46-й бригады Внутренних войск, укомплектованных уроженцами Чечни.

"ОН УВАЖАТЬ СЕБЯ ЗАСТАВИЛ..."

К сожалению, многие, даже добросовестные, офицеры слабо представляют себе работу в многонациональных, разобщенных по принципу этно-национальных землячеств воинских коллективах. Поэтому они часто пасуют перед подчиненными, обособившимися в микрогруппы с узкокорпоративными целями и интересами, возглавляемые неформальными лидерами. Что же должны учитывать командиры подразделений в своей работе в таких воинских коллективах? В войсках ведется работа в этом направлении. Вот, например, что предлагают офицеру войск разработанные УРЛС ГКВВ МВД России "Методические рекомендации по предупреждению конфликтных ситуаций на почве неуставных проявлений в воинской части (подразделении)".

Офицер должен себе четко представлять всю важность того, какие национальные особенности имеют представители народов, проходящих службу в подразделении. Для этого надо знать все о традициях, культуре, религии, обычаях народа. Методика работы с военнослужащими одной национально-этнической группы не всегда годится для представителей другой. Горячие кавказские парни - совсем не жизнерадостные якуты. А знание офицером национальных особенностей и различий культуры и быта солдат-дагестанцев: кумыка или лезгина - и их принципиальных этнических, религиозных и даже психологических отличий от воина-осетина или шапсуга может сыграть ключевую роль в работе офицера с подчиненными.

Необходимо иметь в виду и то, что некоторые, несомненно, положительные обычаи и традиции народа при соответствующих условиях могут принять отрицательный характер и стать поводом для возникновения на этой почве конфликта. Например, взаимовыручка, основанная на родоплеменной организации некоторых народов, при ослаблении нравственных и законодательных основ общества, а также при отсутствии постоянного контроля может привести к созданию сильных клановых, закрытых преступных структур. Абсолютизация обычая гостеприимства и взаимопомощи может привести к сокрытию преступлений и преступников, созданию эффекта круговой поруки. Искаженное понимание истинного патриотизма и гордости за малую родину может вылиться в шовинизм, национальное чванство, кичливость и эгоизм.

Поэтому крайне важно, чтобы командир не шел на поводу у лидеров земляческих группировок, не искал дешевой популярности. Чтобы заставить себя уважать, он должен быть последовательным, требовательным, а где необходимо - и жестким в своих действиях. Необходима и активная индивидуальная работа, особенно с лидерами группировок. И, пожалуй, самое главное - командир должен являться примером для подчиненных в исполнении служебного долга, благодаря чему сам мог бы стать для них авторитетом и лидером. Моральная нечистоплотность, панибратство, сквернословие, равно как и малодушие, двуличие, зазнайство, вряд ли помогут офицеру занять достойное место лидера, по праву более опытного, мудрого, справедливого и сильного духом.

К сожалению, как показывают результаты социально-психологического исследования, проведенного среди военнослужащих по призыву в одной из дивизий ВВ, лишь чуть более половины офицеров рот способны реально влиять на взаимоотношения в коллективах. Почти треть опрошенных такое влияние приписывает неформальным лидерам и старослужащим, среди которых немало уроженцев Северного Кавказа.

Еще один очень важный момент. При изучении материалов расследования злополучной групповой самовольной отлучки, о которой мы уже рассказывали, бросается в глаза беспомощность и какая-то рабская покорность военнослужащих роты перед тремя зарвавшимися казарменными хулиганами. Ну не нашлось среди них ни одного, воспротивившегося беспределу! Складывается впечатление, что, окажись на месте дагестанцев другие, более дерзкие, более наглые солдаты: русские, татары, буряты или чуваши, - результат был бы схожим. Трусость, малодушие никогда не приветствовались в любых мужских коллективах.

Поэтому командиры должны не только сплачивать коллективы на принципах взаимоуважения и войскового товарищества, но и воспитывать у подчиненных такие волевые качества, как мужество, смелость, стойкость, крепость характера; пробуждать в них самоуважение, человеческое достоинство, готовность постоять за себя; укреплять решимость дать отпор любому проявлению неуставщины. Здесь помогло бы живое изучение опыта отечественной военной истории и развитие у воинов духовно-нравственных качеств.

ИСЛАМ НА СЛУЖБЕ ОТЕЧЕСТВУ

Отдельно хотелось бы коснуться такой деликатной стороны проблемы, как религиозный фактор. Большинство офицеров, к сожалению, плохо представляют себе ее важность. Между тем достаточно часто воины-мусульмане, мотивируя свои те или иные не соответствующие уставным требованиям поступки, апеллируют к нормам шариата и Корана. Это получает все более широкое распространение, ставя командиров перед дилеммой: как им поступать? Постепенное расширение пропаганды ислама среди россиян, официальная возможность совершение хаджа, строительство мечетей и открытие целого ряда духовных исламских центров и медресе, введение в школах некоторых республик предмета основы ислама говорит о том, что в войска в скором времени следует ожидать прихода религиозно-просвещенных военнослужащих-мусульман.

Надо учитывать, что первичным источником регулирования отношений в исламском мире является религия, и прежде всего ее фундаментальные требования, зафиксированные в Коране и суннах (сборнике высказываний пророка Мухаммеда). Традиционный российский ислам всегда был лоялен к государственным структурам и институтам власти. То же самое касается и службы в армии, которая считается необходимой и почетной для каждого мужчины-мусульманина.

Но, к сожалению, среди мусульман России, как и в исламском мире в целом, нет единого духовного лидера, мнение которого бы безоговорочно принималось всеми членами мусульманской уммы (общины). Существует достаточное число религиозных течений и лжеучений, рассматривающих службу в "немусульманской" армии как занятие, неугодное Аллаху, и направленных своим острием против основного армейского принципа - единоначалия. Так, один из известных в исламском мире богословов, ныне покойный С. Маудуди, писал, что "никому не должно быть разрешено отдавать приказы или повеления, ссылаясь на его собственное право, и никто не обязан принимать обязательств выполнять эти приказы и повиноваться таким повелениям... Этим правом облечен только Аллах". Такие и ему подобные высказывания, подрывающие авторитет командования, достаточно популярны среди населения Северного Кавказа, поэтому сбрасывать со счетов их влияние на молодежь было бы слишком легкомысленным.

О том, как следует относиться к службе в армии солдату-мусульманину, хорошо сказал на страницах февральского номера журнала Внутренних войск МВД "На боевом посту" первый заместитель муфтия Духовного управления мусульман Поволжья имам-хаттыб Рушан-хазрат Сайфетдинов: "Применительно к армейским условиям настоящий мусульманин должен беспрекословно подчиняться своим командирам, быть дружелюбным с товарищами, невзирая на их национальность или вероисповедание, хранить верность своей Родине и воинской присяге".

Овладение офицерами основами традиционных религий России помогло бы избежать многих недоразумений и конфликтных ситуаций в будущем.

* * *
В условиях либерализации общественных отношений состояние дисциплины в многонациональных коллективах в первую очередь зависит от командира, его профессиональной и моральной готовности к укреплению правопорядка. И лишь во вторую - от самих воинов, их отношения к службе, которое при поддержке государства и под влиянием возрождающихся традиций патриотизма должно позитивно измениться.

Анатолий АНАСТАСЯН
начальник 1-го отдела - заместитель начальника Управления по работе с личным составом ГКВВ МВД России, полковник,

Роман ИЛЮЩЕНКО
подполковник, бакалавр религиоведения

Опубликовано в выпуске № 27 (193) за 18 июля 2007 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...