Версия для печати

Безопасность «Большой тройки» в Тегеране и Катины чулки со стрелкой

Вся толкучка только и говорит о вашем полете в Вашингтон
Кустов Максим

В 1943 году группе опытных летчиков АДД – Авиации Дальнего действия поручили  задание – вылететь в Ташкент для получения самолетов. В столицу Узбекистана  эвакуировался из Москвы авиазавод, выпускавший пассажирские самолеты типа «Дуглас» — ПС-84. Теперь там делали  транспортные Ли-2 — те же ПС-84, только без пассажирского комфорта.

По особому заданию завод выпустил несколько машин пассажирского варианта. Их  надлежало  придирчиво осмотреть, испытать в полете и перегнать в Москву. Приказано было -  если самолет будет плохо брать высоту, то браковать его беспощадно.

 

Описавший эту историю ее участник Герой Советского Союза Борис Тихомолов подчеркнул, как удивились летчики, осматривая машины: «Ряды мягких пассажирских кресел, салон с просторными диванами, овальный столик, красная ковровая дорожка, шелковые занавески на окнах». Браковать эти роскошные самолеты не пришлось, высоту они брали нормально. После перегонки самолетов в Москву летчикам вновь пришлось удивляться. Их вызвали на прием к  командующему АДД маршалу авиации Голованову.


Маршал поставил задачу – готовиться к полету в Вашингтон. При этом он подчеркнул особую секретность этого задания: «Надеюсь, здесь сейчас сидят передо мной серьезные взрослые люди, которые понимают, что говорить об этом...».
Летчики отреагировали соответственно: «У всех были такие лица и такие убедительные жесты, что было ясно — ну, никто! Абсолютно никто никому ничего не скажет. Даже своей жене. Могила!».


Через несколько дней летчиков повезли получать новую форму. Больше всего их потрясли генеральские шинели из самых лучших сортов драпа. Причем наделяли ими не только летчиков, но даже и мотористов. Кто-то пошутил, что в таких роскошных  шинелях они похожи на разжалованных генералов. Один из портных намечая мелком, где урезать, где подшить, сказал Тихомолову: «Вот, товарищ майор, вчера я Иосифу Виссарионовичу шинельку справил, а сегодня делаю вам».


«Упаковали» участников предстоящего полета в Вашингтон по полной программе, от великолепных кожаных перчаток на нежнейшем меху до носовых платков.


23 ноября 1943 года перелет «в Вашингтон» начался. На каждый самолет прибыл офицер АДД, определявший маршрут полета и место приземления.


Маршал Голованов лично вел одну из машин. Во время полета из Москвы периодически поступал радиозапрос о местонахождении самолетов. Радисты в ответ передавали…ложную информацию. Летели не на восток, а на юг, но сообщали, что летят на восток. Пролетали, например, Борисоглебск, а в эфир шло сообщение, что находятся над Чебоксарами.


После посадки в Сталинграде, где заночевали, один из участников перелета рассказал, что накануне к его жене пришла ее подруга Катя. Просила, чтобы он ей в Вашингтоне чулки со стрелками купил. Возмущенный летчик принялся упрекать жену – разболтала государственную тайну. Та в ответ спокойно сказала: «Дурень ты, дурень! Да пойди на базар, вся толкучка только и говорит о вашем полете в Вашингтон!».


Предупреждение командующего АДД маршала авиации Голованова о строжайшей секретности предстоящего «вашингтонского» полета оказалось бессильным перед информационными возможностями толкучки и желанием Кати обзавестись вожделенными чулками со стрелками.


Вот только те, кто отвечал за безопасность встречи «Большой тройки» - Сталина, Рузвельта и Черчилля в Тегеране (28 ноября — 1 декабря 1943 года)  прекрасно это понимали и заранее учли.


А ведь  группа самолетов, которую  на «Вашингтон» повел маршал авиации Голованов, не везла Сталина или кого-то из его свиты. Летели, по воспоминаниям Тихомолова, вовсе без пассажиров. Должно быть, с такими ухищрениями еще только проверяли надежность маршрута будущего перелета Верховного Главнокомандующего…


Максим Кустов

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...