Версия для печати

До Луны и обратно на антигравитации

Роскосмос не интересуется альтернативой ракетам-носителям, а жаль
Долгих Александр
Фото: laspace.ru

Судя по громким заявлениям последних месяцев, Россия готовится к возвращению на Луну. Ведутся работы по созданию тяжелых носителей, проектируются космические станции и базы, вот-вот начнутся испытания первых образцов автоматических и пилотируемых аппаратов. Однако уже сейчас возникают опасения, что старты по лунной программе окажут такое влияние на экологию, что эту одиссею, несмотря на огромные затраты, придется прекратить.

Отклик на статью «Морской старт» в параллельный мир»

В процессе каждого пуска на окружающую среду оказывается мощное химическое, токсическое, акустическое и термическое воздействие, которое существенно увеличивается при аварийных ситуациях. Самое опасное то, что всякий раз в озоновом слое Земли образуется «дыра». Чем крупнее носитель, тем больше ее размеры и тем продолжительнее время, за которое она затягивается. При этом «дыра» не стоит на месте, а перемещается, увеличивая зону негативного воздействия на все живое. Существенно, что «латание» происходит за счет уменьшения общей толщины озонового слоя. Природа создавала его в течение сотен миллионов лет, а мы безжалостно уничтожаем.

Известен способ преодоления озонового слоя, позволяющий уменьшить его повреждение реактивными аппаратами (а. с. № 313716 от 3 мая 1990 года). Однако он ведет к уменьшению массы выводимого полезного груза, поэтому в современных носителях вряд ли окажется востребованным. А это значит, мы по-прежнему будем уничтожать окружающую среду, что закончится весьма плачевно.

Стоимость пуска уменьшается в десятки раз, а негативное воздействие на среду – в сотни

Выход из ситуации один: нужно создавать альтернативные средства выведения, в частности те, о которых уже писалось на страницах «ВПК». Речь идет об экране, который создает зону, где ускорение свободного падения уменьшается во много раз. Если в ней разместить разгонный блок с обтекателем и полезной нагрузкой, такая система сможет самостоятельно без использования носителя выводить полезную нагрузку на стандартную орбиту ИСЗ.

Предположим, что экран уменьшает ускорение свободного падения в 24,2 раза. Тогда на широте космодрома Байконур это ускорение будет равно центробежному ускорению, которое возникает за счет вращения Земли. В результате в процессе выведения и экран, и все, что находится в зоне его действия, будет обезвешено. Расчеты, в которых учитывалось влияние этой зоны, показали, что РБ «Фрегат» с тягой двигателя две тонны, если его снабдить таким экраном, может самостоятельно выводить на стандартную круговую орбиту КА массой 10,2 тонны, РБ «Фрегат-СБ» – 16,8 тонны, а РБ «Фрегат-СБУ», который проектируется под «Союз-5», – 20,8 тонны.

Получается, что ракеты-носители нам больше не нужны, поскольку их задачи могут самостоятельно выполнять уже существующие разгонные блоки, если их снабдить такими экранами. Стоимость пуска уменьшается в десятки раз, а негативное воздействие на окружающую среду по сравнению с тяжелыми носителями – в сотни.

Однако самые интересные возможности открываются при использовании экранов для полета на Луну. Его предлагается осуществить по попадающей траектории. Так когда-то летали наши первые лунные аппараты.

Когда экран включается и система выведения обезвешивается, гравитационные потери скорости, связанные с подъемом на орбиту Луны, исчезают. Это позволяет подниматься сквозь плотные слои атмосферы очень медленно, используя экологически чистые двигатели малой тяги. В результате такого подъема аэродинамические потери скорости и негативное воздействие на среду будут минимальными. Через озоновый слой система выведения будет пролетать по инерции, и только после удаления от него произойдет включение маршевого двигателя РБ. Очевидно, что с точки зрения экологии это максимально безопасный старт.

Скорость, до которой РБ должен разогнать обезвешенную систему выведения, зависит от того, насколько быстро мы хотим добраться до Луны. Например, чтобы долететь до нее за двое суток, надо набрать скорость 2,3 километра в секунду, а это значительно меньше, чем нужно для выведения на орбиту ИСЗ. При необходимости в процессе перелета к Луне может проводиться коррекция траектории.

Наши первые лунные аппараты летали по попадающей траектории

Оказавшись в поле тяготения Луны, система выведения переворачивается экраном к ее поверхности и тормозится. Это обычный эффект антигравитационного устройства. Когда скорость снижения уменьшается до нуля, экран переключается на режим работы на малой мощности. Это позволяет не спеша выбрать подходящее место для посадки, а также маневрировать и управлять скоростью с помощью двигателей малой тяги. После прилунения экран выключается.

Если потребуется изменить место посадки, он запускается на минимальную мощность и на двигателях малой тяги осуществляется перелет на новую площадку. Так за одну экспедицию можно обследовать несколько районов.

Для старта к Земле экран включается на полную мощность, и под действием антигравитационного эффекта система выведения отталкивается от Луны. После набора заданной скорости экран выключается. Перелет к Земле происходит по инерции по попадающей траектории. При необходимости производится ее коррекция.

Около Земли система выведения переворачивается экраном к ее поверхности, он включается на полную мощность, после чего двигатель РБ гасит скорость падения. Система медленно опускается, двигатели малой тяги корректируют скорость и горизонтальное перемещение в заданное место посадки.

Конечно, предложенная модель полета на Луну и обратно не догма. Схема может уточняться и дополняться. Однако реализовать ее можно только с помощью альтернативной системы выведения, где главный элемент – экран. Масса полезной нагрузки, которую она позволяет вернуть на Землю, вполне достаточна для полета человека на Луну.

Существенно, что альтернативная система выведения может быть многоразовой. При этом по техническим, экономическим и экологическим характеристикам она будет намного превосходить тяжелые носители, которые Роскосмос планирует создавать для лунной программы. В перспективе, если увеличить мощность экрана, можно от комбинированной системы выведения, в которой используются экран и РБ, перейти к антигравитационной схеме. С ней наша космонавтика будет совсем иной.

Но несмотря на явные преимущества экранов, на их перспективность и возможность широчайшего использования в самых разных областях, руководство Роскосмоса не желает ими заниматься. В частности, предложение организовать на АО «НПО им. Лавочкина» группу, которая будет работать над созданием экрана, и обеспечить ее финансирование не встретило интереса и поддержки. Видимо, руководство Роскосмоса не верит в альтернативные средства выведения и продолжает мыслить категориями прошлого века. Такая позиция по данному вопросу ведет к серьезным стратегическим просчетам и колоссальным экономическим потерям государства.

Александр Долгих
заслуженный конструктор РФ

Опубликовано в выпуске № 3 (766) за 29 января 2019 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя Andrey Smirnov
Andrey Smirnov
01 февраля 2019
Заслуженный конструктор написал гениальную вещь! Антигравитационный экран для полета на Луну! Да плевать, что этим же способом пользовались герои Уэллса в романе "Первые люди на Луне", и так же летал на Луну Незнайка. Но руководство "Роскосмоса" не верит. Да ретрограды они, однозначно! А еще можно на соседние звезды летать мгновенно через гиперпространство - говорю по секрету Александру Долгих, заслуженному конструктору РФ. И зачем нам эта Луна? На Альфе Центавра и Тау Кита однозначно лучше!
Аватар пользователя Andrey Smirnov
Andrey Smirnov
01 февраля 2019
Зайцы, уставшие от постоянных нападений волков, пошли за советом к сове. Сова: - Зайцы, станьте ежиками, и тогда вас волки трогать прекратят. - Мысль хорошая, но как, как стать ежиками? - спросили зайцы. - Я стратег, - ответила сова. - Тактикой занимайтесь сами.
Аватар пользователя Ecaterina Josan
Ecaterina Josan
10 февраля 2019
Читая статью я с замиранием ожидал сенсационную инфу про разработки этого самого антиграва в нашем ВПК.. и тут на самом интересном, кончилась статья. Которую и писать было бессмысленно, если таких разработок нет.
Аватар пользователя Andrey Smirnov
Andrey Smirnov
01 февраля 2019
Заслуженный конструктор написал гениальную вещь! Антигравитационный экран для полета на Луну! Да плевать, что этим же способом пользовались герои Уэллса в романе "Первые люди на Луне", и так же летал на Луну Незнайка. Но руководство "Роскосмоса" не верит. Да ретрограды они, однозначно! А еще можно на соседние звезды летать мгновенно через гиперпространство - говорю по секрету Александру Долгих, заслуженному конструктору РФ. И зачем нам эта Луна? На Альфе Центавра и Тау Кита однозначно лучше!
Аватар пользователя Andrey Smirnov
Andrey Smirnov
01 февраля 2019
Зайцы, уставшие от постоянных нападений волков, пошли за советом к сове. Сова: - Зайцы, станьте ежиками, и тогда вас волки трогать прекратят. - Мысль хорошая, но как, как стать ежиками? - спросили зайцы. - Я стратег, - ответила сова. - Тактикой занимайтесь сами.
Аватар пользователя Ecaterina Josan
Ecaterina Josan
10 февраля 2019
Читая статью я с замиранием ожидал сенсационную инфу про разработки этого самого антиграва в нашем ВПК.. и тут на самом интересном, кончилась статья. Которую и писать было бессмысленно, если таких разработок нет.

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...