Версия для печати

«Ночные ведьмы» в боях за равенство

«Мужчины называли нас глупыми девчонками, которым еще надо играть в куклы»

На фронтах Великой Отечественной воевал почти миллион советских женщин, которые выполняли самые разные боевые задачи. По инициативе Марины Расковой («Кумир и наставник «ночных ведьм»/ https://vpk-news.ru/articles/47915) было сформировано несколько женских бомбардировочных авиаполков. Советский ас Лидия Литвяк («Як-1 с белой лилией»/https://vpk-news.ru/articles/44185) прославила истребительную авиацию. О забытых подвигах советских летчиц, о борьбе женщин-пилотов США за гендерное равенстве и ветеранские права рассказывает американский портал военной истории Warfare History Network.

Забытые подвиги советских летчиц

 

«Напряжение было огромное, – рассказывала начальник штаба 588-го ночного бомбардировочного авиаполка Ирина Ракабольская. – Мы очень хотели показать, что умеем воевать не хуже мужчин, если не лучше. Когда они в первый раз нас увидели, то не восприняли всерьез. Они называли нас глупыми девчонками, которым еще надо играть в куклы. Они не верили, что мы умеем летать. Они вели себя очень пренебрежительно. Но за шесть месяцев их отношение полностью переменилось. В 1943-м наш полк первым в составе дивизии удостоился чести стать гвардейским».

 

13 сентября 1942 года Лидия Литвяк вошла в историю, став первой женщиной в мире, сбившей вражеский самолет. В тот день она сбила два немецких истребителя в жестоком воздушном бою в районе Сталинграда, в котором участвовал немецкий ас Эрвин Майер (Erwin Maier), трижды награжденный Железным крестом. За три дня до этого он одержал свою 11-ю победу. Майер был вынужден выпрыгнуть из самолета с парашютом, и когда на земле его взяли в плен, он попросил познакомить его с русским асом, сбившим его машину.

 

Когда к нему подвели 21-летнюю Литвяк, Майер посмотрел на нее изумленно. Он не поверил и потребовал представить доказательства, что именно она вступила с ним в бой. Когда Литвяк подробно описала детали воздушной схватки (для нее это был первый воздушный бой), Майер был вынужден поверить ее рассказу. Признав горькую правду, он встал перед ней на колено и чопорно преподнес ей свои швейцарские золотые часы. Литвяк в ответ на этот жест сказала: «Я не беру подарков от врагов». После этого резко отвернулась и ушла прочь.

 

Молодые советские летчицы обладали мощным чувством патриотизма и искренне стремились помочь своей стране разгромить безжалостных нацистских захватчиков. Они искали возможность послужить Родине в час испытаний. И этот шанс они получили, нанося удары по врагу и сбивая немецкие самолеты, мстя за гибель своих подруг и товарищей.

 

Несмотря на проявленный летчицами героизм, отмечает автор портала, СССР вскоре забыл их военные подвиги. В 1945 году советское общество стало призывать сражавшихся на фронтах женщин снять форму и вернуться к довоенной жизни в качестве матерей и домохозяек. После Второй мировой советская авиация стала недоступна для женщин. Пройдет несколько десятилетий, прежде чем им снова дадут возможность сесть за штурвалы военных самолетов.

Лидия Литвяк вошла в историю, став первой в мире женщиной, сбившей вражеский самолет

 

Борьба за ветеранские права

 

В 1972 году Женская служба пилотов ВВС США (WASP) провела встречу в Свитуотере, штат Техас, на которую приехали более 300 летчиц, бывших летных инструкторов и военнослужащих. На этой исторической встрече были приняты важные решения – участницы встречи решили исправить несправедливость, допущенную по отношению к ним в годы войны, и добиться принятия Конгрессом закона о предоставлении им звания ветеранов. В ту пору на пике активности было женское движение, поэтому члены WASP посчитали, что им самое время добиться своего.

 

В середине 1970-х американские женщины активно шли на службу в армию, где был установлен добровольный принцип комплектования. Впервые в истории их начали принимать в элитные военные академии и училища. В сентябре 1976 года 10 женщин проходили подготовку, готовясь к службе в ВВС, и их всячески превозносили, называя первыми военными летчицами. Летчицы из WASP знали, что это не так, их оскорбляла короткая память своей страны. Поэтому они стали упорно добиваться рассмотрения своего дела на Капитолийском холме, чтобы доказать, что это они были первыми.

 

Через несколько месяцев в закон о ветеранах внесли поправку, которая давала летчицам из Женской службы пилотов статус военнослужащих и право на соответствующие ветеранские льготы. Произошло это через 32 года после ликвидации WASP. Сенатор Барри Голдуотер (Barry Goldwater), в годы войны вместе с женщинами перегонявший военные самолеты и служивший на авиабазе Нью-Касл, стал автором законопроекта.

 

Но вскоре ветеранские организации выступили против этой поправки, повторив историю 1944 года. Защищая свои льготы, они утверждали, что в годы войны на службе находились и другие люди, скажем, из торгового флота и патруля гражданской авиации, которые тоже могут заявить претензии на ветеранские права. Испытывая мощное давление, комитет палаты представителей по делам ветеранов заблокировал это предложение.

 

В марте 1977 года законопроект о Женской службе пилотов ВВС был представлен на рассмотрение повторно. На сей раз его поддержали все женщины из состава конгресса. Делом WASP заинтересовались СМИ, а сами летчицы рассылали по всей стране петиции и организовывали кампании сбора подписей в свою поддержку.

 

Собравшись в Вашингтоне, эти женщины всячески старались показать конгрессменам, кто они такие и чем занимались, знакомя их со своими памятными альбомами, перепиской, фотографиями и официальными документами, которые бережно хранили на протяжении 30 с лишним лет.

 

Хотя Американский легион и Управление по делам ветеранов были резко против законопроекта о Женской службе пилотов ВВС, палата представителей 3 ноября 1977 года приняла поправку к закону о ветеранах. Президент Джимми Картер подписал его в День благодарения 23 ноября 1977-го.

 

Сражения с дискриминацией

 

Хотя летчицы WASP и советские женщины-пилоты в годы Второй мировой были союзницами, они очень сильно отличались по идеологическим убеждениям, по характеру выполняемых в небе задач и по отношению к воинской службе. Во время войны до них доходили только слухи о существовании друг друга. Через 45 лет после окончания Второй мировой американские и русские летчицы встретились в Москве. Это была историческая встреча товарищей по оружию.

 

Присутствовавшие на ней женщины рассказывали о сильном чувстве единения и близости, которое они испытали, увидевшись с иностранными коллегами. Даже необходимость общаться через переводчиков и культурные различия не мешали духу товарищества.

 

Те опасности, с которыми сталкивались эти женщины во время войны, а также их дух патриотизма и любовь к авиации сблизили их так, как могут сблизиться только те, кто смотрел в лицо смерти. Пол был решающим фактором при создании и расформировании обеих летных групп. Они сталкивались с дискриминацией и предрассудками со стороны мужских экипажей и военнослужащих, но сумели завоевать их уважение. Само существование женщин-пилотов в авиации военного времени развенчивало представления о превосходстве и власти мужчин, стирало гендерные стереотипы.

 

Но с приходом мира и стабильности американским и русским летчицам было заявлено, что в их услугах больше не нуждаются. В обеих странах им твердили о необходимости вернуться к своему довоенному положению в обществе. Летчицам, которые жертвовали собой и очень многого добились за годы войны, запретили поступать на службу в вооруженные силы.

 

Война как везение

 

Достижения женщин-пилотов в 1930-е годы создали важный прецедент. Но участие советских летчиц в Великой Отечественной войне стало результатом мышления, которое сохраняется в России до сих пор. Российских женщин-военнослужащих воспринимают как временное решение существующих проблем, и они не служат наравне с мужчинами.

 

Военных летчиц отговаривали от продолжения службы, и сегодня мало свидетельств того, что после 1945 года у них были возможности летать на боевые задания. 

 

Несмотря на глубоко укоренившееся социалистическое прошлое, в котором превозносилось гендерное равенство, в современной России женщина-солдат это скорее аномалия, чем норма.

 

Во многих отношениях американские и советские летчицы во время Второй мировой войны испытывали примерно одинаковые чувства, которые описала одна из пилотов WASP: «Это было чудесное стечение обстоятельств, случайное везение в истории».

 

Женщины-пилоты не изменили ход истории авиации. Не удалось им изменить и общественные нормы. Но благодаря своей отваге, профессионализму и решимости первые в истории военные летчицы, расправившие крылья в годы Второй мировой, подали пример последующим поколениям женщин в авиации.

 

Аватар пользователя Meandr51
Meandr51
09 февраля 2019
Массовая служба женщин в боевых частях не являлась необходимостью. Ее и не было. Вполне достаточно было тыловых и санитарных служб. Достаточно сказать, что женский полк на У-2 был всего лишь одним из 60 таких вполне мужских полков. Но пропаганда - тоже не последнее дело. Боевой дух мужчин повышается при конкуренции с женщинами. Некоторые военные специальности женщинам ближе. В настоящее время женщины могут успешно служить в войсках связи и как операторы дронов. Заставлять их таскать авиабомбы и разгрузки по 60 кг не стоит. Это неизбежно скажется на рождаемости в стране.
Аватар пользователя Meandr51
Meandr51
09 февраля 2019
Массовая служба женщин в боевых частях не являлась необходимостью. Ее и не было. Вполне достаточно было тыловых и санитарных служб. Достаточно сказать, что женский полк на У-2 был всего лишь одним из 60 таких вполне мужских полков. Но пропаганда - тоже не последнее дело. Боевой дух мужчин повышается при конкуренции с женщинами. Некоторые военные специальности женщинам ближе. В настоящее время женщины могут успешно служить в войсках связи и как операторы дронов. Заставлять их таскать авиабомбы и разгрузки по 60 кг не стоит. Это неизбежно скажется на рождаемости в стране.

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц