Версия для печати

По ком не звонит сигнализация

Похищение картины Куинджи было отвлекающим маневром для кражи шубы
Артемьев Павел

В конце января вся страна приобщалась к искусству, изучая «Ай-Петри». Так называется картина, которую дерзко украли 27 января из Третьяковской галереи. Полотно быстро нашли, но поднялся такой шум, что большинство россиян словно лично побывали на художественной выставке или на нескольких сразу.

ЧП произошло в воскресенье, 27 января, около 18.00 в Инженерном корпусе Третьяковской галереи, где проходит выставка Архипа Куинджи. Человек 23–25 лет подошел к полотну, уверенно снял его со стены, вынул из рамы и покинул зал прямо на глазах посетителей.

Но уже утром 28 января МВД РФ сообщило о задержании в Подмосковье по горячим следам подозреваемого в похищении картины. Им, по информации полиции, оказался 31-летний уроженец Крыма Денис Чуприков, ранее судимый. Следствие ГУ МВД по Москве предполагает, что он действовал не один. Официальный представитель МВД Ирина Волк в свою очередь заявила, что не исключена причастность к преступлению работников галереи, в связи с чем проводится их опрос. На подозрения навела кража в Третьяковской галерее женской шубы, совершенная в один вечер с похищением картины «Ай-Петри. Крым». По мнению многих, шуба могла быть отвлекающим маневром.

В СМИ, в Интернете похищение «Ай-Петри. Крым» уже назвали преступлением века. Как такое могло случиться в наши дни при чуть ли не тотальном контроле? Куда смотрела охрана Третьяковки? Многие ее сотрудники видели эту запись и не среагировали. А ведь их обязанность не ролики смотреть, а действовать оперативно! Как это происходит в захудалых магазинах, где охранники, судя по регулярным скандалам с задержанием покупателей, знают, что должны делать. Получается, что в Третьяковской галерее, где хранятся мировые шедевры, служба поставлена хуже, чем в продуктовом супермаркете.

В ближайшее время все картины будут оснащены электронными датчиками

Обращает на себя внимание жесткость заявления, с которой официальный представитель Росгвардии Валерий Грибакин отметил, что сотрудники ведомства обеспечивают охрану правопорядка только на входах в Третьяковскую галерею, а на выходе дежурит ее служба безопасности. Стоит напомнить, что до 1 ноября 2015 года почти все государственные музеи и выставки охранялись внутренними войсками МВД. Однако после проведенной реорганизации под полицейским оком остались лишь несколько культурных учреждений, а во всех остальных государственная охрана (нынче ее осуществляет Росгвардия) сохранилась только на уличном периметре. Внутренняя была возложена на руководство учреждений, которым предложили заключить договор с ФГУП «Охрана» МВД России. Однако многие предпочли сэкономить и нанять частников.

Произведения искусства, входящие в государственный музейный фонд, требуют кропотливой целенаправленной работы по усилению мер безопасности. Минкультуры РФ, судя по словам главы его Департамента музеев Владислава Кононова, свои выводы сделало. Чиновник заявил, что в ближайшее время все картины будут оснащены электронными датчиками. А также сообщил: после инцидента принято решение провести масштабную проверку безопасности всех федеральных музеев. Говоря о Третьяковке, допустил возможность введения досмотра на выходе из здания. В ближайшие недели будут приняты и кадровые решения по сотрудникам галереи. Ее гендиректор Зельфира Трегулова в свою очередь уточнила: руководителями Третьяковки займется Минкульт, а рядовыми – музейная администрация.

Впрочем, из галереи уже уволена смотритель, которая находилась в зоне произошедшего. Разумеется, по собственному желанию, так что первый стрелочник нашелся.

Так или иначе картина Архипа Куинджи 1 февраля вернулась на выставку в Инженерном корпусе Третьяковской галереи. И будет снова радовать посетителей прекрасным предрассветным пейзажем горы Ай-Петри. Она помещена под специальное стекло и сигнализацию, дополнительно защищена «мертвым крепежом» и висит на новом месте, которое лучше просматривается с камер видеонаблюдения.

К началу февраля выставку посетили более 300 тысяч человек. В эти дни очереди желающих выстраиваются еще до открытия галереи. Кто-то даже пошутил, что кража стала лучшей рекламой для выставки Куинджи. Кого «прорекламируют» в следующий раз? Кстати, шубу так и не нашли.

Опубликовано в выпуске № 4 (767) за 5 февраля 2019 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...