Версия для печати

Архип Куинджи: картина преступления

Музейным ценностям ищут надежную крышу

Вас не смущает та легкость, с которой была украдена картина из Третьяковки? Что предпринять, дабы подобные ситуации не повторялись? С такими вопросами «Военно-промышленный курьер» обратился к известным политикам.

Татьяна Москалькова, уполномоченный по правам человека в РФ, генерал-майор полиции в отставке

Обеспечение безопасности – сегодня очень узкое место всех музеев. Слишком дороги услуги структур вневедомственной охраны, которая теперь входит в Росгвардию. Многие музеи по этой причине заключают договоры с ЧОПами, это дешевле, но они не могут обеспечить надежную охрану культурных ценностей. Именно поэтому очень важно, чтобы государство взяло на себя это бремя. Это также нужно, как и защита детей в школах. Почему мы столкнулись с керченской трагедией? Потому что там не было профессиональной вневедомственной охраны. Я обратилась в ответственные органы власти с предложением по усилению охраны детских учреждений, музеев. Государство должно выделять дотации для полноценного сохранения того, что является достоянием Российской Федерации и всего народа.

Сегодня многие возмущаются, как такое могло случиться, что украденная картина оказалась даже без сигнализации? Наш мудрый народ по этому поводу говорит: «Скупой платит дважды». Из этого напрашивается вывод: не нужно экономить на самом главном – на наших духовных ценностях. Уверена, сотрудники Третьяковской галереи, как и любого другого музея, сделали бы все возможное для безопасности своих фондов, если бы для этого у них был соответствующий ресурс. Именно поэтому я не присоединяюсь к дружным упрекам в безответственности и разгильдяйстве. Сохранностью наших культурных ценностей, как и полноценным воспитанием подрастающего поколения, еще раз подчеркну, призвано прежде всего озаботиться государство, выстроив и финансово обеспечив соответствующие программы действий на профессиональной основе.

Сергей Бабурин, президент Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры, председатель Международного славянского совета, депутат Государственной думы I, II и IV созывов

Выполнять добросовестно свои обязанности. Если бы в Третьяковской галерее были соблюдены все предписанные требования безопасности хранения, такой публичный грабеж средь бела дня был бы невозможен. Произошедшее в чем-то символ того, что мы вступили в эпоху техногенных катастроф при полной разболтанности трудовой дисциплины. А еще безответственности власти за свои обязательства перед гражданами. Многие удивляются тому, что ценная картина в нарушение всех требований безопасности хранения не была подключена к сигнализации и это способствовало ее безмятежному воровству. Но в нашем государстве точно так же легко воруют деньги на властном уровне, с той лишь разницей, что укравшего картину быстро задержали, а высокопоставленные казнокрады неподсудны.

Недавнее показательное задержание прямо на пленарном заседании Совета Федерации 32-летнего сенатора от Карачаево-Черкесии Рауфа Арашукова скорее исключение, сбой в отлаженном механизме внутривластных разборок. В 2018 году, по сведениям Генпрокуратуры, случаев мздоимства зафиксировано на 10 процентов больше, чем в предыдущем. В России стали чаще брать взятки. Стоит ли удивляться тому, что 45 процентов россиян, по итогам исследования Левада-центра, опубликованного 31 января, считают: страна движется по неверному пути. Это знак того, что оздоровление и очищение России государственная власть должна начать с себя.

Николай Харитонов, председатель Комитета Госдумы по региональной политике, проблемам Севера и Дальнего Востока

Смущает и напоминает знаменитый советский фильм «Старики-разбойники». Трудно понять человека, который покусился на картину Куинджи, одного из самых дорогостоящих русских художников. Надо быть безумцем, чтобы заранее не осознавать свою обреченность на неудачу в ее дальнейшей реализации. Это с одной стороны, а с другой – руководство выставки явно допустило халатность, понадеялось на авось. Как можно открывать представительную выставку знаменитого живописца, полотна которого являются национальным достоянием страны, и столь беспечно подойти к организации их охраны. Ведь как оказалось, даже сигнализация не была должным образом устроена, не сработала. И это сегодня, когда для этого есть великолепные современные возможности. Многие нынче останавливают машину на улице около дома в любую погоду, и если кто-то нечаянно тронет ее – сигнализация тут же срабатывает. А здесь речь идет о галерее, где выставлены картины стоимостью десятки и сотни миллионов рублей. Очевидно и то, что российским музеям выделяется недостаточно средств для эффективной охраны их бесценных коллекций.

Минкультуры вознамерился после ЧП провести массовую проверку системы безопасности федеральных музеев. Похвальное стремление, а что же раньше не было возможности все проверить. Почему такие проверки не проводятся регулярно? Дома взорвались от газа, и по всей стране побежали проверять газовые плитки и баллоны. Дети устроили кровопролитную стрельбу, и по всей стране начали массово и оперативно решать проблему продажи и хранения оружия. Зачем тогда у нас множество соответствующих специализированных служб?! Им всего лишь надо выполнять свою работу компетентно и системно, что призвано обеспечить государство.

Продолжение темы – По ком не звонит сигнализация.

Опубликовано в выпуске № 4 (767) за 5 февраля 2019 года

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц