Версия для печати

Авиатранспортабельность плюс сетевое управление

Филиппов Петр
В ведущих странах Запада уделяют большое внимание развитию бронетехники для Вооруженных Сил. Об этом свидетельствуют программы разработки боевых систем для будущих армий. К ним относятся FCS (США), SEP (Швеция), FRES (Великобритания), BOA (Франция). Реализация этих программ ознаменует революционный этап развития Сухопутных войск в ХХI в.


ПРОГРАММЫ РАЗРАБОТКИ БОЕВЫХ СИСТЕМ ДЛЯ БУДУЩИХ АРМИЙ ВЕДУЩИХ СТРАН ЗАПАДА


В ведущих странах Запада уделяют большое внимание развитию бронетехники для Вооруженных Сил. Об этом свидетельствуют программы разработки боевых систем для будущих армий. К ним относятся FCS (США), SEP (Швеция), FRES (Великобритания), BOA (Франция). Реализация этих программ ознаменует революционный этап развития Сухопутных войск в ХХI в.
{{direct_hor}}
FCS (Future Combat System - Будущая боевая система) - самая большая программа среди когда-либо разработанных Министерством армии США программ. Она оценивается в 161 млрд. долл. и нацелена на замену боевых бронированных машин (ББМ), состоящих на вооружении современной американской армии: основных боевых танков М1А2 Abrams, боевых машин пехоты М2А3 Bradley, 155-мм самоходных гаубиц М109А6 Paladio, бронетранспортеров М113 и т.д. Сконструированные независимо друг от друга в рамках отдельных программ эти машины имеют различные уровни эксплуатационных возможностей и живучести. Более того, у них отсутствует логистическая совместимость. Cистема систем FCS будет заменять эти машины модульными боевыми системами.

СИСТЕМА FCS

Cистема систем FCS включает 18 основных систем трех категорий, систему "Солдат будущего", сетевую систему управления. К основным системам FCS относятся: экипажные наземные машины MGV (Manned Ground Vehicles); безэкипажные наземные роботизированные машины UGRV (Unmanned Ground Robotic Vehicles); беспилотные летательные аппараты UAV (Unmanned Air Vehicles). Появление первой экспериментальной бригады на боевых системах FCS ожидается в 2014 фин. году.


В Ираке американцы активно используют бронетехнику
Фото МО США
К экипажным наземным машинам MGV относятся: машина командования и управления С2V (Command and Control Vehicle); разведывательная машина RSV (Reconnaissance and Surveillance Vehicle); пехотная боевая машина ICV (Infanty Combat Vehicle); моторизованная боевая система MCS (Mounted Combat System); артиллерийская установка для стрельбы непрямой наводкой NLOS-C (Non Line-of-Sight Cannon); минометная установка для стрельбы непрямой наводкой NLOS-M (Non Line-of-Sight Mortar); санитарная машина MV (Medical Vehicle); ремонтно-эвакуационная машина MRV (Maintenance and Recovery Vehicle). В таблице приведены будущие наземные экипажные машины MGV и заменяемые ими современные экипажные машины.

Особый интерес представляют безэкипажные наземные роботизированные машины UGRV. К системе систем FSC относятся следующие машины UGRV: боевая роботизированная машина ARV (Armed Robotic Vehicle) в двух вариантах: ARV-RSTA (ARY-R), ARV-Assault (ARY-A); МULE (Multifunction Utility Logistics and Eguipment) в трех вариантах; SUGV (Small Unmanned Ground Vehicle). Робот ARV-RSTA предназначен для выполнения задач разведки, а робот ARV-Assault - для выполнения огневых задач. Технические характеристики ARV: максимальная скорость - 90 км/ч, запас хода - 400 км, масса - 8,5 т, авиатранспортабелен, вооружение - 30/40-мм пушка АТК Мк44, четыре ракеты.

MULE представляет колесную 6х6 роботизированную машину, имеющую массу 2,5 т. Назначение - поддержка пехотных подразделений. Робот SUGV может выполнять задачи разведки в туннелях, коллекторах, пещерах; его масса - около 13,6 кг; время функционирования - 6 часов, дальность действия в туннелях - до 200 м.

СИСТЕМА FRES

В середине 2005 г. МО Великобритании заявило, что будет израсходовано 14 млрд. фунтов стерлингов на реализацию программы FRES (Future Rapid Effects Systems - Будущая система быстрого эффекта), предусматривающей приобретение 3500-3775 ББМ средней весовой категории до 2030 г.

Потребность британской армии в новых ББМ была остро выражена в трех проектах за последние 15 лет: в FFLAV (Future Family of Light Armoured Vehicles), TRACER (Tactical Reconhaicsahce Armoured Combat Eguipment Reguirement), Boxer. Однако они были аннулированы. В строю остались старые машины. Система же FRES еще будет определена. Вероятный ее состав: бронетранспортер, боевая машина пехоты, артиллерийская система для стрельбы прямой наводкой, машина командования и управления, машина связи, разведывательная машина, минометная машина, машина материально-технического обеспечения, санитарная машина, ремонтно-эвакуационная машина.

Посмотреть таблицуТаблица. Будущие наземные экипажные машины MGV и заменяемые ими современные экипажные машины.

В связи с тем что тяжелые FRES не могут транспортироваться на самолетах С-130, руководство страны решило приобрести 25 самолетов А400М. МО и промышленность рассчитывают использовать некоторые технологии из программы TRACER. К ним относятся электрический привод AHED, электрическая броня и пушка СТА. В мае 2005 г. были подписаны два первых контракта на внедрение технологии DAS активной защиты на машинах FRES.

В августе 2005 г. фирмы Lockheed Martin и Thales получили контракт Electronic Architecture, предусматривающий оценку системы связи Bowman, системы боевой инфраструктуры Bowman, системы информационного обеспечения. В январе 2006 г. фирма Atkins заключила четыре контракта на демонстрацию технологий с фирмами BAE Systems Boeing, Lockheed Martin.

В Великобритании приняты девять программ TDP демонстрации технологий FRES, в т.ч. активной защиты DAS шасси с электрическим приводом AHED, электронной архитектуры, электрической брони, интегрированной живучести.

СИСТЕМА SEP

Разработка программы будущей боевой системы SEP (Splitterskydded Enhets Platform - Модульная бронированная тактическая система) для шведской армии была начата фирмой Hagglunds. Цель программы - модернизация парка ББМ. После 2010 г. шведская армия планирует заменить семейства устаревших машин Pbv302APC, Pbv501IFV, Pbv401APC, противотанковые, зенитные и другие машины. Шведская армия решила приобрести модульные колесные и гусеничные машины с учетом их эксплуатационных и стоимостных показателей. Имеется соглашение между шведским и британским правительствами о совместной работе по программам SEP и FRES.

Современный план развития SEP предусматривает три серии машин. В первой серии будут объединены БТР, машина МТО, машина управления, санитарная машина, ремонтная машина, машина радиосвязи, радиолокационная машина. Следующие серии должны включить минометную, противотанковую машины, разведывательную машину и машину для ведения электронной войны. Они должны поступить в войска в 2013 г. В конце десятилетия машинами третьей серии будут тяжелый БТР, зенитная машина, а также машины защиты от ОМП, разминирования и др.

Основные технические требования к машинам SEP: гибкость конструкции; авиатранспортабельность на самолете С-130; низкая стоимость жизненного цикла; доступность сетевой связи. Одним из вариантов броневой защиты машины SEP является стальной броневой корпус, обеспечивающий защиту от осколков снарядов и стрелкового оружия. Он представляет модульную трехуровневую систему защиты, разработанную фирмой IBD в Германии.

Управления по закупкам военной техники Швеции и Германии работают совместно в рамках программы VETEC (Vetronic Architecture Integration Project) по ветронике. Фирмы Hagglunds (Швеция) и Diehl (Германия) в рамках указанной программы успешно провели испытания прототипа гусеничной машины SEP. На испытаниях были проверены все бортовые системы, включая системы оружия, управления боем, активной защиты, встроенного контроля машины, цифровой радиосвязи и др. Проверялись системы управления боем на шести дисплеях в экипажном модуле и трех компьютерных экранах цифровой информации.

Первый прототип гусеничной машины SEP (Т1) Министерством обороны Швеции получен в 2002 г., а первый колесный вариант SEP (W1) - в 2004 г. Машина W1 6х6 имела электрическую трансмиссию и электромоторы в ступицах колес. Она прошла на испытаниях 2000 км. Второй гусеничный прототип Т2 получен в ноябре 2005 г. По данным руководства фирмы, Т2 имеет три существенных отличия: электрический привод нового поколения, улучшенное управление сигнатурой, заменяемость модулей. Машина Т2 на испытаниях прошла 2000 км.

Продолжающиеся исследования машин SEP сосредоточены на концепции будущего двигателя, новой системе привода машины и усовершенствованной броне. Система нового привода в Швеции должна появится уже в ближайшие месяцы, после чего шасси будут отправлены в Великобританию для испытаний.

Фирма Akers Krutbruk разрабатывает систему защиты с применением сенсорных устройств, способных обнаружить и уничтожить подлетающие кумулятивные и кинетические средства поражения на подлете. Прототип системы имеет массу около 500 кг. Он установлен на ББМ CV90 для испытаний и выполнения работ по его интеграции на машине SEP.

Управление по закупкам военной техники Швеции готовится оформить контракт с фирмой Hagglunds на разработку машин SEP 1А. Контракт охватывает разработку двух гусеничных, двух колесных шасси, трех боевых модулей и других систем. Испытания указанных объектов планируют начать с 2008 г. По текущим планам первые серийные машины SEP будут поставлены в войска в июне 2011 г. Шведское правительство планирует иметь боевую группу из 128 машин SEP, способную вести боевые действия, к 2014 г.

СИСТЕМА ВОА

В целях реализации программы будущей боевой системы ВОА (Bulle Operationnelle Aeroterrestre - Воздушно-наземное боевое объединение) Франция предварительно определила будущее своей "Армии 2025". Руководство Вооруженных Сил решило иметь две бронетанковые бригады в качестве тяжелых сил, воздушно-десантную бригаду и бригаду армейской авиации - в качестве легких сил. Две средние механизированные и две легкие бронетанковые бригады будут реформированы в четыре легкие бронетанковые бригады.

Управление DGA (Delegation Generale Pour L'Armement) Министерства обороны Франции в 2005 г. подписало контракт с фирмой Thales на разработку концепции и демонстрацию боевой системы ВОА в 2006-2012 гг. Концепция ВОА должна учитывать принципы ведения войны XXI в. В систему ВОА будет интегрирована боевая техника, которая в настоящее время находится на вооружении (основной танк Leclerc и др.), боевая техника, которая в скором времени поступит на вооружение (вертолет Eurocopter Tiger и др.), а также боевая техника, которая придет в войска в 20-х годах.

По данным Управления DGA, имеется потребность в трех новых классах ББМ, которые могут быть внедрены во французскую армию в 2015-2030 гг. К ним относятся ЕВ5, ЕВ10 и ЕВ20. ЕВ5 включает самую малую машину с экипажем из двух человек (некоторые ТТХ: масса - 5-6 тонн, максимальная скорость по дорогам - до 110 км/ч, максимальный запас хода - до 1000 км; привод - механический или гибридный электрический). Машины ЕВ10 имеют массу до 16 т; они могут быть колесными или гусеничными; вооружение - пушка среднего калибра. Базовая машина ЕВ20 будет иметь массу до 24 т. Машины ЕВ20 могут быть колесными или гусеничными, вооружены пушкой большого калибра. Все машины ЕВ5, ЕВ10 и ЕВ20 будут подключены в единую информационную сеть.

В настоящее время в рамках программы ВОА рассматриваются проекты Felin и EB2X. Проект Felin связан с разработкой комплекта интегрированной боевой экипировки для солдат. Проект EB2X охватывает период 2015-2025 гг. и предусматривает разработку новых бронированных машин для замены ББМ АМХ-10RC, VAB, ERC 90, VBL. Фирма Giat работает над концепцией машины 6х6 массой 16 т с 40-мм артиллерийской системой CTW и машины 8х8 массой 24 т с 105-мм электротермической пушкой. Армия намерена начать производство указанных машин в 2015 г.

К 2025 г. французская армия планирует иметь легкие, средние и тяжелые силы, оснащенные в рамках программы ВОА системами сетевой связи для управления войсками в любых операциях.

Петр ФИЛИППОВ
бывший сотрудник ГБТУ МО СССР

Опубликовано в выпуске № 3 (169) за 24 января 2007 года

Loading...
Загрузка...
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц