Версия для печати

Истребитель в угоне

Добывать образцы советской авиатехники американцам помогали югославские спецслужбы
Чуприн Константин
Фото: aviarf.ru

Советская авиатехника находилась в центре внимания американского командования во время войны в Корее. Попавшие в руки противника два штурмовика Ил-10 и один истребитель Як-9П были отправлены в США, где эти машины, получившие опознавательные знаки ВВС США, прошли летные испытания.

Пентагон, конечно, куда больше интересовали реактивные МиГ-15, на которых в Корее сражались преимущественно советские летчики. Развернулась настоящая охота, но не тут-то было. Как отмечал известный на Западе британский авиаэксперт и публицист Рой Брейбрук: «МиГ-15 имел лучшую скороподъемность, чем «Сейбр» (основной американский тактический истребитель тех лет F-86.К. Ч.), и превосходил его в скорости на высотах более 8500 метров. Когда усовершенствованный «Сейбр» достигал своего практического потолка, у МиГ-15 оставалось в запасе еще 1200 метров».

Наконец «войскам ООН», как эвфемически были названы действовавшие в Корее американские и союзные им вооруженные силы, повезло. Один сбитый МиГ-15 упал на мелководье, и английским морякам удалось его поднять. Он подвергся тщательному изучению совместно со специалистами США. По словам Брейбрука, они были удивлены тем, что в конструкции МиГ-15 не оказалось чего-то необычного с технологической точки зрения: «Не применялись сверхлегкие материалы и особое топливо…» Секрет был в самой аэродинамической концепции советской машины, простоте и продуманности ее конструкции да и пулеметное вооружение «Сейбра» не шло в сравнение с мощной пушечной батареей МиГа.

Первым полностью комплектным образцом, оказавшимся в распоряжении американцев, стал МиГ-15, угнанный старшим лейтенантом ВВС Корейской народной армии Но Гым Соком

Американская разведка охотилась за советскими самолетами и за пределами Кореи. В этом ей одно время содействовали югославские спецслужбы. Причина проста – вскоре после войны отношения между Москвой и Белградом превратились во враждебные и их нормализация, начавшаяся после смерти Сталина, состоялась только к 1960 году, причем разногласия остались. Поскольку США в 50-е стали главным зарубежным поставщиком ВВТ для Югославской народной армии, Тито пошел навстречу заокеанскому спонсору в некоторых деликатных просьбах касательно советского оружия («Тито и НАТО»).

В 1953-м в Югославии прямо из железнодорожного состава был похищен в разобранном виде истребитель Як-23 – самолеты этого типа, предназначенные Тиране, передавались из состава ВВС Польши, приемка албанцами планировалась в Белграде. Как югославские власти объяснялись потом с социалистическими соседями (с которыми тоже имели не слишком добрые отношения) – бог весть, но украденный самолет был передан США, где прошел летные испытания. Об этом даже есть документальный фильм, снятый Пентагоном и ныне доступный в Интернете.

Американские эксперты высоко оценили взлетно-посадочные характеристики и маневренность этой не получившей широкого распространения в Советском Союзе машины, отметив, впрочем, ее уже недостаточные скоростные характеристики и слабость вооружения. Потом Як-23 вернули югославам. Кстати, есть и другая (возможно, более правдоподобная) версия, что тот Як-23 был угнан в Югославию летчиком-перебежчиком из Румынии, которой эти истребители тоже поставлялись.

Як-23 – прямокрылый, реданной схемы, переходного от поршневых к реактивным машинам поколения – к тому времени уже морально устарел. Куда больший интерес по-прежнему представлял МиГ-15, один из которых, если верить «историческим» слухам, спецслужбам ФНРЮ и США примерно в то же время удалось нелегально заполучить и доставить через территорию Югославии в Штаты. Но, видимо, первым полностью комплектным и годным к полетам образцом МиГ-15, оказавшимся в распоряжении американцев, стал тот, который угнал в Южную Корею 21 сентября 1953 года старший лейтенант ВВС КНА Но Гым Сок, получивший в награду солидную денежную премию и гражданство США.

Опубликовано в выпуске № 5 (768) за 12 февраля 2019 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...