Версия для печати

Антарктическая колея

Широкие гусеницы на тракторе появились по просьбе полярников
Белковский Сергей

Сейчас, когда идет борьба за Арктику, стоит вспомнить опыт освоения другого полюса планеты. Еще в 50-е ЧТЗ выпустил партию машин специально для ледового континента.

Так уж сложилось, что морозостойкую технику выпускал только Челябинский тракторный завод. Она прошла проверку в 30-е годы, успешно преодолев сотни километров знаменитого «Снежного похода».

Это одна из героических страниц довоенной истории страны. Колонна челябинских «Сталинцев» за 16 дней прошла 1700 километров через таежные районы и горные перевалы. Стояла задача доставить в Якутск жизненно важные грузы с каравана судов, которые остановились, скованные льдом, на Лене.

Колонна тракторов шла днем и ночью при температуре ниже 50 градусов. В экспедиции приняли участие командированные с ЧТЗ молодые добровольцы-механики: два Ивана – Дудко и Складчиков, а также инженер Василий Козлов, ставший техническим руководителем похода. Подобранный им состав смазки и керосин, залитый в радиаторы, позволили сохранить работоспособность тракторов, не разморозить двигатели.

Тракторы красили в яркий красный цвет. А на двери рисовали пингвина

В Якутск было доставлено 115 тонн груза – мука, консервы, сахар и другие необходимые продукты, а также горючее и оборудование для электростанции. Этот поход дал опыт, который пригодится спустя два десятилетия при изготовлении техники для работы в Антарктиде.

В музее ЧТЗ сохранились уникальные фотографии, сделанные больше полувека назад. Они дают возможность увидеть, как это было там, на крайнем юге планеты, где раньше не ступала нога человека.

В 1955 году в Антарктиду отправили несколько тракторов с ЧТЗ. Вскоре от полярников в Челябинск пришла телеграмма. В ней они просили сделать три вещи для новых морозостойких тракторов. А именно: увеличить мощность двигателя, утеплить кабину, сделать более широкими гусеницы. Дело в том, что структура льда в Антарктиде была иной, чем на Урале или, к примеру, в Якутии. Техника проваливалась, для устойчивости полярники и просили сделать гусеницы более широкими.

Так появился трактор С-100А. Буква «А» означала – Антарктида.

Двигатели челябинских тракторов работал даже при температуре минус 70 градусов. Мощность сохранялась благодаря устройству для подогрева воздуха.

Тракторы для Антарктики красили в яркий красный цвет, а на двери рисовали пингвина.

В Якутске поставили памятник трактору С-60. «Сталинец» был найден на острове Еловский Олекминского района и затем доставлен в столицу автономии. Он свидетель того, как в довоенное время в республику были доставлены продукты и горючее, чтобы спасти людей от голода и холода, живая память о «Снежном походе» 1936 года.

Сергей Белковский,
корреспондент «ВПК» (Челябинск)

Опубликовано в выпуске № 5 (768) за 12 февраля 2019 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...