Версия для печати

Не в ноту

В строю нужны новые песни
Никоноров Григорий Родионов Игорь
Фото: yuzhnoebutovomedia.ru

Специфика военной службы, связанная с высоким риском гибели за государственные интересы, сформировала особое сословие с корпоративными представлениями о ценностях, значительно отличавшимися от тех, что доминировали в остальной части российского общества. Наиболее мощным воздействием на психику человека обладает музыка. Нет ничего удивительного в том, что этот вид искусства используется в ратном деле. Военный оркестр не ходит в атаку, однако ни в одной армии мира до сих пор не отказались от музыкантов в погонах.

При равных силовых потенциалах в бою всегда берет верх тот, у кого духовный потенциал выше. Понимание этой аксиомы отразилось во вкладе, внесенном представителями Вооруженных Сил в отечественную музыкальную культуру. Прежде всего необходимо отметить, что в становление русской классики наряду с Михаилом Глинкой значительный вклад внес гусарский офицер Александр Алябьев, одним из первых положивший на музыку стихи Пушкина, Жуковского, Дельвига. Мало кто знает, что автор мелодии гимна «Боже Царя храни» – штабс-капитан жандармерии Алексей Львов, а первый в России учебник истории музыки и соответствующего содержания словарь написаны полковником Поликарпом Перепелициным.

Три композитора из «великолепной пятерки», получившей название «Могучая кучка», были профессиональными военными: инженер Цезарь Кюи, морской офицер Николай Римский-Корсаков, гвардейский прапорщик Модест Мусоргский. Один из величайших пианистов начала XX века Александр Скрябин первые музыкальные знания получил в кадетском корпусе.

В послереволюционное время традиции, заложенные великими предшественниками, продолжили основоположник военно-музыкального искусства в СССР Семен Чернецкий и знаменитый первый начальник военно-оркестровой службы СА и ВМФ, основатель и руководитель Ансамбля песни и пляски Советской армии Александр Александров.

Российская армия в условиях развязанной против нас информационной войны осталась без музыкального сопровождения

Отметив вклад великих в теорию и практику музыкального искусства, скажем, что в солдатских и офицерских коллективах большой популярностью пользовался песенный жанр. У офицеров в чести некогда были романсы, исполнение которых требовало владения музыкальным инструментом и знания нотной грамоты. А среди солдат во все времена любимыми были песни строевые (походные) и исполнявшиеся на привалах, вне строя. Вторые, как правило, народные или на военную тематику, но не для строевого исполнения. Однако поскольку в общественном сознании отражается бытие, их содержание всегда отображало значимые моменты в истории страны. Каждая эпоха российской государственности приносила в армию песнопения, запечатлевшие яркие события, что в свою очередь служило эмоциональному сплочению воинских коллективов.

Если учесть, что через службу проходило абсолютное большинство мужчин, песни их армейской юности потом исполнялись в учебных заведениях, на производстве, в семейных застольях, фактически укрепляя общее политическое и культурное пространство страны. До революции это были «Любо, братцы, любо», «Юнкерская на драгунский лад», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Варяг». Затем пришел черед революционной («Шел отряд по берегу», «Там, вдали за рекой, загорались огни») и фронтовой тематики («Комсомольцы-добровольцы», «Темная ночь», «Катюша», «Землянка», «Смуглянка», «Вечер на рейде», «Прощайте скалистые горы»), марши артиллеристов, танкистов, летчиков.

По песням о послевоенном восстановлении, покорении космоса и великих стройках можно проследить всю историю советских Вооруженных Сил и государства, узнать о героях той эпохи. Как правило, все хиты на военную тематику были связаны с художественными фильмами об армии: «Максим Перепелица», «Ключи от неба», «Солдат Иван Бровкин», «В зоне особого внимания»… В 80-е годы особое место в армейской музыкальной культуре заняла «афганская» песня.

Популярность жанра пропагандировалась и поддерживалась заместителями командиров по политической части, которые по должности отвечали за ротную художественную самодеятельность.

Этот экскурс обусловлен необходимостью обратить самое пристальное внимание на нынешнее состояние дел. Российская армия, выполняя боевые задачи по защите государственных интересов, в условиях развязанной против нас информационной войны осталась без музыкального сопровождения.

Множество круглосуточных ТВ, радио, интернет-каналов крутят рок, джаз, классику, рэп, диско в исполнении зарубежных и отечественных звезд, но нет станции, представляющей патриотическую песню прошлых лет. Она еще звучит по праздникам, а потом тишина... В море сериалов, посвященных силовым структурам, даже яркие образы героев, которым хотелось бы подражать, – большая редкость. И нет ни одной песни на военную тему, которая шагнула бы в народ.

Что это? Общая деградация отечественной культуры, вынужденной выживать предложением низкопробных шоу? Или отсутствие понимания в военном ведомстве роли и места факторов, делающих из потребителей граждан, а из них – патриотов, готовых защищать Родину с оружием в руках?

Солдаты на плацу и в походном строю поют в лучшем случае привычные советские песни. Новых-то нет. Речь не о шедеврах уровня «Вставай, страна огромная». Где произведения, сопоставимые по популярности хотя бы с хитами 60–70-х? Где новые композиторы, поэты, исполнители?

Чаще все-таки поют то, к чему привыкли «на гражданке». А пространство вне армейских стен – благодатная нива для специалистов информационной войны. И звучат на плацу откровенные бандитские шлягеры из разряда плохого шансона. И приходится объяснять, что от песни про густой туман и батьку атамана, который боролся против государственной власти, совсем недалеко до откровенной бандеровщины. Беда, что говорить об этом приходится не только солдатам новой формации, но и офицерам (которые сами воспитывались и получали военное образование в лихие 90-е), ведущим строй с подобными песнопениями.

Вот на что должно обратить внимание руководство Главного военно-политического управления ВС РФ, и тогда, может быть, после увольнения в запас во всех регионах страны мужчины, вспоминая добрым словом службу, будут петь хорошие песни.

Григорий Никоноров,
доцент, кандидат философских наук
Игорь Родионов,
кандидат технических наук

Опубликовано в выпуске № 5 (768) за 12 февраля 2019 года

Аватар пользователя Твердислав
Твердислав
15 февраля 2019
Похоже , что авторы говорят и беспокоятся о культу́рном коде нации, как ключа к пониманию данного типа культуры великороссов; уникальных культурных особенностях, доставшиеся народу от предков, это закодированная в некой форме информация, позволяющая идентифицировать русскую культуру. Стратегическая информационная война в рамках холодной войны с СССР и его сторонниками - была реализована через изменение культурного кода великороссов, даже попытка создать советский народ - единую нацию провалилась у КПСС. И эстрада западного типа поглотила великорусский культурный код. Однако, анализа глубокого и серьезного до сих пор нет. Мультимедийная система эфира закрепляет разрушение телевидением основы государственности и их силовых структур - армию и флот. Фундаментальные науки философия и психология, конкретные ученые академии наук явно отрезаны от интересов создания единой нации в рамкам гигантского пространства страны, насыщены выходцами из малых народов с задачей создания компактных национальных государств. Таковы итоги глобальной стратегической информационно-психологической войны, отраженные в докладах Президента США Билла Клинтона конгрессу США по результатам разрушения единой социалистической системы во главе с СССР.
Аватар пользователя Твердислав
Твердислав
15 февраля 2019
Похоже , что авторы говорят и беспокоятся о культу́рном коде нации, как ключа к пониманию данного типа культуры великороссов; уникальных культурных особенностях, доставшиеся народу от предков, это закодированная в некой форме информация, позволяющая идентифицировать русскую культуру. Стратегическая информационная война в рамках холодной войны с СССР и его сторонниками - была реализована через изменение культурного кода великороссов, даже попытка создать советский народ - единую нацию провалилась у КПСС. И эстрада западного типа поглотила великорусский культурный код. Однако, анализа глубокого и серьезного до сих пор нет. Мультимедийная система эфира закрепляет разрушение телевидением основы государственности и их силовых структур - армию и флот. Фундаментальные науки философия и психология, конкретные ученые академии наук явно отрезаны от интересов создания единой нации в рамкам гигантского пространства страны, насыщены выходцами из малых народов с задачей создания компактных национальных государств. Таковы итоги глобальной стратегической информационно-психологической войны, отраженные в докладах Президента США Билла Клинтона конгрессу США по результатам разрушения единой социалистической системы во главе с СССР.

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц