Версия для печати

Открытый люк мехвода Т-34-76 – залог успеха или причина гибели?

Т-34 в бою глухой и слепой, когда люк закроешь - триплекс маленький, не видно ни черта
Морозов Николай

Многие из приемов, применяемых танкистами в боях, могли и повысить эффективность их действий, и, в то же время, увеличить их потери. Об одном из таких приемов рассказал механик – водитель «тридцатьчетверки» Михаил Бородин (сайт «Я помню»).

Это произошло 19 ноября 1942 года, во время начала контрнаступления наших войск под Сталинградом.


Два Т-34-76, один из которых вел механик – водитель Бородин,  были выделены для поддержки наступающей пехоты. Предстояло штурмовать высоту вместе с пехотинцами. На высоте находился дом, который немцы превратили в огневую точку. Располагался он на обратных скатах высоты и был плохо виден. Но экипажу Бородина удалось разнести его двумя выстрелами. Вместе с пехотинцами продолжили атаку. Добрались до минометной батареи немцев, находившейся за высотой. Мехвод стрелял по немцам из своего курсового пулемета. Потом принялся давить минометы.  Затем вдавил газ,  высунулся из люка и принялся расстреливать разбегающихся немецких минометчиков из имевшегося у него автомата.


Финалом боя стал крик командира танка:  «Мишка, разворачивайся, задача выполнена, поехали домой». Вот как Михаил Бородин объяснял причину успеха в этом бою: «Мне что помогло? Т-34 в бою глухой и слепой, когда люк закроешь – триплекс маленький, не видно ни черта. Если смерти бояться – так можно и люк. Я подумал, что только шальная пуля может в открытый люк залететь, или немец штыком пырнет, если подбежит».


Он и в других боях поступал так же: «Я не боялся и люк никогда не закрывал. Поэтому мой танк всегда быстрый был - люк открытый, видно все. Я противотанковые пушки сразу видел, когда они начинали стрелять, сразу начинал маневрировать. Чуть помедлишь и в борт получишь. В борт – это плохо, а в лобовую не страшно». Подобная манера идти в бой на Т-34-76 с открытым люком  была распространена среди механиков – водителей. Вот только была она для них чрезвычайно рискованной.


Михаил Бородин дорого заплатил за успешный бой на высоте. Начал, возвращаясь из боя, фрикцион выжимать левой ногой, чтобы развернуться… и вдруг понял, что не может этого сделать, осколок в ноге, руки в крови, осколки еще и в лицо попали. Командир танка ему неделикатно сказал: «Мишка, да у тебя вся морда разбита». Чтобы отправить мехвода к хирургам медсанбата на стол, пришлось его из танка вытаскивать. Это еще во время атаки высоты мина взорвалась на броне, но в горячке боя мехвод Бородин ранений  не почувствовал, не до того было.


Но возникает вопрос – а как часто из-за открытого  люка погибал или получал ранения механик-водитель, желавший видеть поле боя и действовать с максимальной эффективностью? Вряд ли можно найти статистические данные, позволяющие хотя бы с приблизительной точностью на этот вопрос ответить.


Николай Морозов

Загрузка...
Аватар пользователя Valeri Mishnov
Valeri Mishnov
15 февраля 2019
Мой отец Мишнов Сергей Васильевич, танкист гвардии старшина, прошедший на танках разных моделей войну от границы до Москвы и от Прохоровки до Берлина и в войне с Японией, рассказывал: нижний и верхний люки в т-34 открывали потому, что экипаж угорал в танке от пороховых газов после пяти выстрелов при закрытых люках. А если кто из экипажа вдруг начинал петь, то командир приказывал механику открыть передний люк.
Аватар пользователя Konstantin Larev
Konstantin Larev
15 февраля 2019
Несомненно сейчас нам всем невероятно важно знать, к чему приводит открытый люк т 34-76
Аватар пользователя Андрей Седов
Андрей Седов
18 февраля 2019
Ты об этот люк головой ударился? Ради интереса посмотри как и чем управляется танк. У механика руки заняты постоянно.
Аватар пользователя Valeri Mishnov
Valeri Mishnov
15 февраля 2019
Мой отец Мишнов Сергей Васильевич, танкист гвардии старшина, прошедший на танках разных моделей войну от границы до Москвы и от Прохоровки до Берлина и в войне с Японией, рассказывал: нижний и верхний люки в т-34 открывали потому, что экипаж угорал в танке от пороховых газов после пяти выстрелов при закрытых люках. А если кто из экипажа вдруг начинал петь, то командир приказывал механику открыть передний люк.
Аватар пользователя Konstantin Larev
Konstantin Larev
15 февраля 2019
Несомненно сейчас нам всем невероятно важно знать, к чему приводит открытый люк т 34-76
Аватар пользователя Андрей Седов
Андрей Седов
18 февраля 2019
Ты об этот люк головой ударился? Ради интереса посмотри как и чем управляется танк. У механика руки заняты постоянно.

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц