Версия для печати

Указ не в ту степь

65 лет назад Хрущев напомнил Анкаре о Крыме
Балиев Алексей

19 февраля 1954 года Крымская область РСФСР на основе написанного Хрущевым Указа Верховного Совета была включена в состав Украинской ССР. Без референдума и других процедур, предусмотренных конституциями СССР и союзных республик. Хрущев с иезуитской «простотой» объявил, что это решение олицетворяет братскую дружбу между народами.

В указе намеренно искажалась даже география, якобы Крым «является естественным продолжением южных степей Украины. Поэтому исходя из географических и экономических соображений передача Крыма в состав братской Украины целесообразна».

Крымский обком КПСС во главе с Павлом Титовым возражал против этой акции. Но первого секретаря быстро «ушли», а большинство его подчиненных «разбросали» со строгими выговорами по отдаленным регионам под надзор КГБ («С унижением в должности»).

В случае дальнейшей политической дестабилизации Украины Турция могла бы рассчитывать на переход под ее управление Крыма

На «крымские» дни 1954-го тотчас откликнулись турецкие СМИ. Отмечалось, что нарушение Россией соглашений конца XVIII века насчет владения полуостровом позволяет обсуждать этот вопрос как на двухсторонней основе, так и в международных юридических структурах. Тем более что о передаче Крыма Украине турецкие власти не были проинформированы.

Анкара не перегибала палку, поскольку послесталинский Кремль активно «подыгрывал» Турции. Так, в конце мая 1953 года советское руководство официально заявило об отсутствии территориальных претензий к ней (в 1945–1952-м СССР настаивал на возвращении Армении и Грузии их территорий, переданных РСФСР Турции в 1918–1921-м). Сократилась поддержка советской стороной партизанского движения в бывшей Западной Армении.

Но затем отношения стали портиться из-за попыток Анкары подмять Сирию в 1957–1958 годах, а позже, в 1961-м вследствие размещения американских ракет средней дальности в Турции, что привело к Карибскому кризису. События в Чехословакии в августе-сентябре 1968 года тоже осложнили двусторонние отношения.

В конце 1968-го был подан иск в Международной суд ООН. Анкара предлагала обсудить возможность восстановления статуса Крыма как своей автономии, апеллируя к Кючук-Кайнарджийскому договору (1774), по которому Турция признавала только российский суверенитет над своей бывшей провинцией. Однако Международный суд отклонил в 1969 году этот иск: «Данная передача территории проходила в составе одного государства, юридически представлявшего Россию и в целом СССР».

Потерпев в суде фиаско, Турция перестала открыто заявлять о своих претензиях. Похоже, на Анкару повлияли новые «крымские» решения Москвы. Ведь еще 5 сентября 1967 года был принят указ Президиума Верховного Совета СССР (№ 493) «О гражданах татарской национальности, проживавших в Крыму», фактически позволивший переселенным на Урал и в Среднюю Азию возвращение на полуостров. По официальным данным, если в 1967-м в Крыму официально проживали 23 татарина, то уже в 1968-м – свыше 1400.

Кроме того, СССР вновь ослабил поддержку повстанческих движений армян и курдов в Турции. Анкара в свою очередь со второй половины 60-х годов активно налаживала связи с политическими группами крымских татар в СССР, выступавшими за массовое переселение на историческую родину.

Вскоре турецкие претензии на Крым были забыты обеими сторонами. Но после распада СССР юридическая база для возобновления территориальных требований со стороны Анкары укрепилась. Ее планы восстановления турецкой автономии региона были четко обозначены именно в канун воссоединения Крыма с Россией в проправительственной газете «Хюрриет» (Hurriyet) от 29 января 2014 года: «В случае дальнейшей политической дестабилизации Украины Турция могла бы рассчитывать на переход под ее управление Крыма. Что возможно и в том случае, если полуостров объявит о своей независимости».

Опубликовано в выпуске № 6 (769) за 19 февраля 2019 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц