Версия для печати

МиГом на Запад

За ржавые советские самолеты давали новые американские
Чуприн Константин
Фото: topwar.ru

Во второй половине 50-х и позже Соединенные Штаты получали советскую боевую авиатехнику или возможность ознакомления с ней не только от летчиков-изменников, но и от властей ряда стран, которым она поставлялась.

Известно о нескольких побегах на МиГ-15бис в Западную Европу офицеров Войска польского. Подражатели дурному примеру Но Гым Сока («Истребитель в угоне») нашлись и в КНДР, и в Китае. Пилоты КНА и НОАК угнали в Южную Корею и на Тайвань несколько J-6 («локализованных» МиГ-19), а однажды даже фронтовой бомбардировщик H-5 (Ил-28 производства КНР). Разумеется, все эти случаи оказались в поле зрения американской разведки.

Израиль в 1968–1969 годах помог Соединенным Штатам разжиться МиГ-21Ф-13 и парой МиГ-17Ф. Первый намеренно угнал из Ирака капитан Мунир Радфа, а вторые в результате навигационной ошибки угораздило посадить на чужой территории сирийских старших лейтенантов Валида Адхама и Радфана Рифаи. Перед передачей Штатам истребители основательно изучили сами израильтяне, отрабатывая на них приемы воздушного боя. Американцам такой подарок оказался как нельзя кстати – МиГи обоих типов были их главными противниками в небе Вьетнама.

Прежде чем передать наши МиГи американцам, израильтяне основательно изучили истребители, отрабатывая на них приемы воздушного боя

Еще четыре МиГ-21Ф-13 в 1973-м передала США из состава своих ВВС Индонезия – начавшийся по инициативе Хрущева эксперимент по превращению этой страны в союзника СССР с приходом к власти Сухарто потерпел фиаско. После отъезда на родину советских специалистов и прекращения поставок запчастей парк тамошних МиГов и других летательных аппаратов made in USSR просто умирал, брошенный под муссонными дождями. Взамен индонезийцы начали получать американские самолеты и вертолеты.

Свою лепту в помощь США внес Анвар Садат. По его решению в 1977 году американцы вывезли из Египта уже куда более современные машины советского производства – 12 фронтовых истребителей МиГ-23МС и один истребитель-бомбардировщик МиГ-23БН, а несколько позднее – 24 МиГ-21МФ и еще четыре МиГ-23МС. К слову, это были не единственные откровенные плевки садатовского Каира в сторону Москвы, неоднократно спасавшей «союзника», даже бывшего, от полного военного разгрома Израилем. Партию египетских МиГ-23 получил и тогдашний Китай, где на их основе безуспешно пытались создать сверхзвуковой штурмовик с изменяемой геометрией крыла Q-6. А Западная Германия приобрела у Египта для изучения два советских истребителя-бомбардировщика Су-20. Оба официально числились в люфтваффе с 1985 по 1990 год. С высокой долей вероятности можно допустить, что эти Су-20 попали и в сферу особого внимания американцев, равно как они были причастны и к форсированному изучению истребителя-перехватчика МиГ-25П, на котором в 1976-м перелетел Японию старший лейтенант Виктор Беленко. Как известно, самолет вернули СССР, а предатель нашел пристанище в Штатах. Увы, это был не первый и не последний случай бегства на машине, вверенной Родиной.

Опубликовано в выпуске № 6 (769) за 19 февраля 2019 года

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц