Версия для печати

Из Бутырки в Кремль на танке — часть II

О чем напомнила рукопись главного конструктора Т-40
Троян Александр
Фото: blogspot.com

В архиве НИИ дальней радиосвязи, который до ноября 1949 года был Московским танковым заводом № 37, обнаружилась рукопись Героя Социалистического Труда, доктора технических наук Николая Астрова. «ВПК» первым рассказывает о малоизвестных страницах жизни главного конструктора легких танков.

Окончание. Начало читайте в предыдущем номере.

Даже во втором десятилетии ХХI века, когда раскрыты архивы Минобороны РФ, неизвестны подробности боевого применения плавающих танков в первый трагический период войны. По сохранившимся документам, в июле 1942 года воевали всего четыре Т-40 в 478-м отб, которые в том же месяце и погибли. Но один Т-40 неожиданно «всплывает» в январе 1944-го на Волховском фронте в 124-м танковом полку.

В рукописи Астрова отмечено, что уже в первые дни Великой Отечественной заводу № 37 почему-то приказали прекратить серийный выпуск Т-40 и подготовить предприятие к производству легкого танка непосредственной поддержки пехоты Т-50, спроектированного в Ленинграде. Но технологические возможности завода не позволяли создавать сложную в изготовлении боевую машину. И тогда главный конструктор предложил выпустить «сухопутный» вариант Т-40С. В наиболее важных местах бронирование усилили до 13–15 миллиметров. За июль-август 1941 года заводчане построили 136 танков Т-40С. Потом создали улучшенный вариант Т-30 с оснащением 20-мм пушкой ШВАК-Т вместо пулемета ДШК. Эта модификация находилась в производстве до октября 1941-го. Новый астровский легкий танк оказался настолько удачным по конструкции, что на базе Т-40 создали самоходно-артиллерийскую установку реактивной системы залпового огня БМ-8-24. Проходимость и надежность шасси позволяли РСЗО действовать в лесах и болотистой местности.

В инициативном порядке Астров и другие конструкторы создали более совершенный легкий танк Т-70

Однако армии требовались более мощные легкие танки, способные воевать с немецкой бронетехникой. В июле 1941 года (всего за две недели) Николай Астров и сотрудники заводского КБ по своей инициативе спроектировали и собрали прототип нового легкого танка Т-60. Из хорошо освоенной в производстве «сороковки» использовались различные узлы. Новая машина уменьшилась в размерах, весила 6,4 тонны, имела усиленную лобовую броню с большим углом наклона, башню из броневых листов с 20-мм авиационной пушкой ТНШ-20. Т-60 оказался технологически простым для крупносерийного производства, которое можно было в короткое время развернуть на машиностроительных заводах, а по ТТХ превосходил все советские и немецкие легкие танки того периода. Николай Астров вместе со старшим военным представителем на заводе № 37 полковником Василием Окуневым подготовили Председателю ГКО Сталину письмо с предложением по Т-60 и передали его в ЦК ВКП(б). Уже на следующий день нарком танковой промышленности Вячеслав Малышев осмотрел боевую машину, и она ему понравилась. Постановлением ГКО Т-60 приняли на вооружение. Техническую документацию для производства передали на Горьковский автомобильный и Харьковский тракторный заводы («Искра» от Т-60 прорвала блокаду»). Но предстояло провести ходовые испытания танка. Промышленность Москвы эвакуировалась. И Астров решается на необычные ходовые испытания. Он сам сел за рычаги Т-60 и примерно за 14 ходовых часов приехал в Горький (ныне Нижний Новгород). Поразительно, но его не наказали за такую авантюру, а назначили заместителем главного конструктора ГАЗа по танкостроению. И в ноябре 1941-го первые серийные горьковские «шестидесятки» пошли эшелонами в войска, особенно под Москву.

Впоследствии в инициативном порядке Николай Астров и другие конструкторы создали более совершенный легкий танк Т-70 весом 9,2 тонны с 45-мм пушкой, усиленной броней «лба» и башни. Что касается Т-60, то серийный выпуск освоили сразу несколько заводов. По одним архивным данным, их произвели более шести тысяч единиц, по другим – десять тысяч. Хорошо отработанные агрегаты и узлы силовой установки, трансмиссии, ходовой части Т-60 конструкторы использовали на Т-70, Т-80, Су-76М.

Т-60 применялись в Сталинградском сражении, в трагической для Красной армии Харьковской операции 1942 года. Эти машины массово гибли, их не жаловали некоторые танкисты, предпочитая более защищенные и вооруженные Т-34 и КВ. Но многие воевавшие на «шестидесятках» уважали их за надежность, скорость, маневренность. В конце 1942-го Т-60 стали постепенно убирать с передовой. Войска насыщались средними Т-34, новым, более боеспособным легким Т-70.

Примечательно, что с 1943 года Николай Астров работал одновременно на ГАЗе в уже упомянутой должности и на Мытищинском машиностроительном заводе главным конструктором, где создавал самоходную артиллерийскую установку С-76М, самую массовую боевую бронированную машину Великой Отечественной после Т-34. Он трудился на ММЗ главным конструктором с 1943-го и до ухода на пенсию в 1985-м. Проектировал самоходки АСУ-57, АСУ-85, зенитный ракетный комплекс «Бук», другие машины военного и гражданского назначения, возглавлял разработку ЗСУ-23-4 «Шилка».

На заводе его чтут. «Это был стройный человек высокого роста, худощавый, с интеллигентными манерами, спокойным разговором, – вспоминал Астрова заместитель главного конструктора ОКБ-40 Валентин Лысунец. – В Московском техническом университете им. Баумана существует школа высококлассных специалистов, которую так и называют астровской, а процесс конструирования машин в ОКБ-40 ставят в пример студентам».

В неопубликованной рукописи – откровенный рассказ об ошибках в отечественном танкостроении в 30-е годы, размышления над проблемами конструкторского творчества…

Символично, что на пьедестале у ворот Мытищинского машиностроительного завода установлена знаменитая астровская «Шилка», которая до сих пор используется в нашей и некоторых иностранных армиях как боевая машина огневой поддержки пехоты.

Александр Троян,
полковник в отставке

Опубликовано в выпуске № 7 (770) за 26 февраля 2019 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...