Версия для печати

Астанинская впадина

Казахстан хочет влиться в Запад вместе с Каспием
Чичкин Алексей
Фото: livejournal.com

Проект судоходного канала «Евразия», который с подачи США лоббирует Казахстан («Поворот Волги на Запад»), вовсе не сдан в архив. Сторонники этого замысла, явно геополитического по сути, есть и в России.

Транспортно-инфраструктурный проект «Международный морской порт Лагань и канал «Евразия» обсуждался на конференции «Каспий: между двух океанов», прошедшей в московском офисе морского порта Азов. Именно к калмыцкому Лаганю агитируют проложить канал инициаторы и адепты проекта. Элиста лоббирует свой порт как отправную точку канала на Каспии, что и было озвучено в ходе конференции. Сам факт ее проведения в Москве показывает, что лоббисты проекта не только Казахстан и калмыцкие власти.

Почти все участники форума вопреки многочисленным исследованиям в унисон утверждали: второй нитки Волго-Донского водного пути (ВДВП) не хватит для освоения растущих транзитных грузопотоков. Хотя конкретная товарная база «евразийского» проекта по-прежнему не указывалась. Зато утверждалось, что благодаря природным условиям канал обойдется дешевле второй ветки ВДВП.

Факт проведения конференции в Москве показывает, что проект лоббируют не только Казахстан и калмыцкие власти

Имеется в виду прежде всего Кумо-Манычская впадина, где хотят проложить 65 процентов предполагаемой водной трассы. Но впадина эта, повторим, имеет чрезвычайное значение для экологии обширного региона, для его обеспечения водой и поддержания климатического равновесия. Но эти и смежные факторы если и упоминались на конференции, то мимоходом. Причем в том смысле, что реализация проекта и эксплуатация канала ничем, оказывается, не навредят биосфере российских Прикаспия и Приазовья. Хотя у многих экспертов принципиально иное мнение.

При этом утверждалось, будто каспийские порты Астрахань, Оля, Махачкала не могут быть основными портовыми хабами РФ в Каспийско-Азовском регионе. Хотя, напомним, президентом Владимиром Путиным в 2018 году утверждена комплексная программа развития портово-железнодорожных узлов той же «тройки» каспийских портов и связанных с ними паромных комплексов («Каспийский водораздел»).

По мнению гендиректора АО «Порт Лагань» Виталия Дагинова, канал «Евразия» может по нарастающей использоваться для разнонаправленных товаропотоков: «Уже сейчас есть запрос на доставку контейнеров из Индии, Пакистана, Ирана, Китая, Вьетнама в Европу. А в обратном направлении – для российского и казахстанского экспорта зерновых, леса, металлов».

Однако подобные запросы на транзит грузов касаются всех российских портов и паромных комплексов на Каспии, равно и аналогичных объектов других стран региона. Так что выделять именно Лагань, не замечая при этом отсутствия там надлежащей портовой инфраструктуры, по меньшей мере некорректно. Тем более отсюда нет прямого железнодорожного сообщения с азовскими и черноморскими хабами. А его отладка будет стоить десятки миллиардов долларов.

Тем не менее развитие Лаганского порта, по словам главы республиканского правительства Игоря Зотова, предусматривается региональными документами, представленными в правительство РФ. Глава Калмыкии Алексей Орлов более конкретен: соответствующие работы планируется начать до конца апреля этого года. Впрочем, оба, положительно оценивая проект канала, избегали конкретных оценок его выгоды для экономики Калмыкии. Очевидно, ввиду неопределенной до сих пор позиции руководства РФ.

Характерно, что на полях конференции упоминалось о создании в конце 2018-го некоей международной структуры для продвижения проекта. Говорилось, что апелляции Астаны к Москве относительно его одобрения станут более настойчивыми. К тому же этот план вроде бы имеет шансы на реализацию с учетом геополитических факторов во взаимоотношениях России и Казахстана.

Алексей Чичкин,
кандидат экономических наук

Опубликовано в выпуске № 8 (771) за 5 марта 2019 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...