Версия для печати

Как Василий Сталин подчиненных перед боевым вылетом напоил

Расселись по машинам, но в сон тянет просто невозможно
Кустов Максим

О сыне Сталина Василии, которому в годы Великой Отечественной довелось командовать  32-м гвардейским истребительным авиационным полком и  3-й гвардейской истребительной авиационной дивизией, знавшие его тогда люди обычно вспоминали с уважением. Трусом Василий Иосифович точно не был, в бой летал,  о летчиках старался заботиться. Но есть среди воспоминаний его подчиненных и  пример просто чудовищного легкомыслия и безответственности.

Летчик-истребитель Александр Павлович Заваденко (сайт «Я помню») описал такой случай: «В то время мы все уже летали на Ла-7. Подъезжаем к аэродрому. Вдруг из домика выскакивает какой-то капитан: «Василий Иосифович приказал, чтобы вы все к нему зашли». Заходим, решили не раздеваться, а он матом: «Что ты мне детский сад привел, даже куртки снять не могут»… Сели, и тут он приказывает нам налить водки…  Думаю: «Господи, я же перед вылетом никогда не пил». И ведь можно было и не пить, но мы просто не решились отказаться, он же смотрит… Выпили, но закуски почти не было. Минут через двадцать разошлись по машинам, и я лежу и думаю, как же мы теперь полетим? Ведь никогда до полетов не пили».
Вечером после боевого дня, точно зная, что вылетов больше не будет, истребители «снимали стресс», это общеизвестно. Но чтобы пить перед боевым вылетом, да еще по инициативе командира?


Но этим дело не кончилось:  «Нас отвезли в столовую, потому что Сталин приказал нас покормить. Заходим, а там как раз обедают перелетчики, мы к ним, и конечно, добавили еще по 100 граммов, но зато хорошо поели».


Результат двух приемов водки был вполне закономерен и более чем предсказуем: «Объявили «1-ую готовность», расселись по машинам, но в сон тянет просто невозможно». Еще бы не тянуло…


Александр Заваденко нашел выход в этой ситуации: «Я терпел-терпел, но не выдержал и говорю технику: «Слушай, давай я лягу под самолетом, а ты меня накрой чехлом. Но если будет ракета, хоть бей меня, но любой ценой разбуди».
Судьба в этот день была чрезвычайно милостива к выпившим летчикам: «И вот надо же как повезло. Через полтора часа просыпаюсь, и тут как раз ракета к вылету. Но я уже прекрасно выспался и чувствовал себя просто отлично. Взлетели и успешно выполнили задание». Надо полагать, что и другие летчики спали, в кабинах или под самолетом.


А если бы ракета на взлет взвилась бы в небо на полтора часа раньше? Во что превратился бы боевой вылет и каковы были шансы «употребивших» пилотов на мягкую посадку в конце его?


Был ведь к тому времени у Василия Сталина трагический опыт «рыбалки» со взрывчаткой, выпивкой и гибелью полкового инженера. И после такого ЧП угощать подчиненных летчиков водкой накануне боевого вылета?


Не готов был Василий Иосифович к роли воздушного «отца-командира». Да, наверное, никто на его месте не был бы готов. Невозможно, закончив авиационную школу в 1940 году, в 1944 стать полноценным командиром истребительной авиадивизии. Судьба и положение отца лишили летчика-истребителя Василия Сталина возможности нормально расти в чинах и должностях соответственно опыту и возрасту, постепенно набираясь умения людьми командовать и отвечать за их жизни…


Максим Кустов

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...