Версия для печати

Качество становится хуже

Григорьев Александр
С 1 января 2008 г. вступают в силу положения Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", согласно которым срок военной службы по призыву для граждан Российской Федерации составит один год.


РОСТО НЕ МОЖЕТ ГОТОВИТЬ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ВОЕННОГО ВЕДОМСТВА СПЕЦИАЛИСТОВ


С 1 января 2008 г. вступают в силу положения Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", согласно которым срок военной службы по призыву для граждан Российской Федерации составит один год.
{{direct_hor}}

Воспитанники Белгородского авиационно-спортивного клуба РОСТО перед первым прыжком. Они будут служить в ВС РФ один год.
Фото ИТАР-ТАСС
Для успешной реализации этой задачи Министерством обороны России проделана большая работа, в ходе которой был выполнен целый комплекс мероприятий, направленных на обеспечение полного и качественного укомплектования военной организации государства солдатами, матросами, сержантами и старшинами. Особое значение при этом было отведено вопросам, касающимся создания условий для обеспечения возможности увеличения объемов и повышения качества подготовки граждан к военной службе.

Именно на это обратил особое внимание президент Российской Федерации в своем Послании 2006 года Федеральному собранию Российской Федерации. Признавая сложившуюся систему подготовки граждан Российской Федерации к военной службе, он поручил принять меры по ее улучшению, прежде всего в части военно-патриотического воспитания, проведения лечебно-оздоровительных мероприятий, а также допризывной подготовки по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин.

В ходе выполнения этой задачи с учетом функциональных вопросов, решаемых заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, в интересах всестороннего развития, обучения и воспитания российской молодежи, в том числе подготовки ее к военной службе, в оборонном ведомстве подготовлен план мероприятий по совершенствованию подготовки граждан к военной службе, в котором определены конкретные шаги по улучшению подготовки граждан к военной службе в образовательных учреждениях (Минобрнауки России), военно-патриотическому воспитанию (заинтересованные федеральные органы исполнительной власти), проведению лечебно-оздоровительных мероприятий (Минздравсоцразвития России), организации занятий военно-прикладными видами спорта (Росспорт) и основному виду подготовки граждан - обучению по военно-учетным специальностям (Минобороны России).

В соответствии с Федеральным законом 1998 года №53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане проходят допризывную подготовку по ВУС в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования (в которых она является составной частью подготовки).

Повышение качественного уровня организации подготовки допризывной молодежи решает как минимум две важные задачи в интересах не только обороны страны, но и самих молодых людей. Во-первых, в этом случае подготовка по ВУС выносится за рамки военной службы и позволяет им более быстро адаптироваться к ней после призыва. В свою очередь, Минобороны России получает уже подготовленных специалистов, способных выполнять обязанности военной службы в течение всего срока службы, без отрыва на подготовку по специальности, что в значительной степени способствует повышению боеспособности воинских частей при одногодичном сроке службы по призыву.

В соответствии с Гражданским кодексом и Федеральным законом 2005 года №94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" подготовка специалистов в образовательных учреждениях общественных объединений реализуется на договорной основе за счет средств федерального бюджета.

Исторически сложилось так, что монополистом на этом рынке является РОСТО, правопреемница ДОСААФ, - общественное добровольное самоуправляемое объединение, созданное в форме общественной организации.

В настоящее время РОСТО имеет в своем составе более 420 школ, ведущих подготовку по 32 военно-учетным специальностям, используя технику и материальные средства, выделяемые Министерством обороны России.

Практика работы военного ведомства с этой организацией свидетельствует, что, несмотря на снижение объемов подготовки специалистов в РОСТО до 61 тыс. человек в 2007 году, ее качество из года в год становится хуже. Основная причина - старая учебно-материальная база образовательных учреждений, которая к тому же не обновляется.

Вместе с тем на этом фоне появляются другие организации, способные лучше и эффективнее подготовить специалистов, но в ограниченных объемах, хотя количество таких организаций неизменно растет.

Предстоящий переход к одногодичному сроку военной службы по призыву накладывает особую ответственность на общественные объединения, осуществляющие подготовку специалистов, поскольку при увеличении объемов призыва одновременно потребуется значительно увеличить задания на подготовку специалистов по ВУС, так как в 2009 году потребность в них будет составлять более 127 тыс. человек.

Также необходимо увеличить и количество военно-учетных специальностей - с 32 до 41 - за счет передачи подготовки по девяти ВУС из учебной сети Вооруженных Сил. Для этого необходимо готовить учебно-материальную базу, проходить лицензирование, проводить учебно-методические сборы с преподавательским составом, привлекаемым к обучению граждан по существующим и особенно по новым военно-учетным специальностям. К сожалению, и в этом отношении работа в РОСТО организована слабо.

Вызывает озабоченность и то, что сегодня РОСТО не может готовить в полном объеме необходимых для военного ведомства специалистов. К примеру, проведенный в феврале 2007 года конкурс на право оказания услуг по подготовке специалистов выявил, что из-за отсутствия лицензий в образовательных учреждениях РОСТО конкурсная комиссия Минобороны России была вынуждена снять подготовку водителей колесных бронетранспортеров, специалистов силовых и осветительных агрегатов, водителей топливо-маслозаправщиков и специалистов компрессорных установок в Сибирском военном округе, водителей колесных бронетранспортеров в Калининградской области, специалистов подземных и подводных кабельных линий связи в Приволжско-Уральском военном округе и специалистов паросиловых и котельных установок в Ленинградском военном округе общим объемом 2612 человека.

В этих условиях Минобороны России, проводя открытый конкурс на оказание услуг по подготовке специалистов, вынуждено подумать о возможности их подготовки в своей учебной сети и собственных военно-учебных заведениях, то есть на учебно-материальной базе Вооруженных Сил, но из граждан допризывного возраста. И такая возможность действительно имеется. Есть база и профессиональные инструкторы, а также возможность привлечь к этой работе уволенных офицеров, при этом повысить эффективность использования выделяемых бюджетных средств.

Расчеты привязаны к конкретным образовательным учреждениям Минобороны и учебным центрам с учетом наличия призывных ресурсов в местах их дислокации. Готовятся и соответствующие предложения по внесению изменений в законодательную базу с тем, чтобы, создав из учебных центров федеральные государственные учреждения, Минобороны России могло развить их учебно-материальную базу, привлечь к этой работе грамотных офицеров, а в перспективе выдавать дипломы государственного образца.

Видимо, назрела необходимость придания другого статуса и РОСТО с тем, чтобы она более предметно решала задачи военно-патриотического воспитания молодежи и подготовки ее к военной службе по военно-учетным специальностям.

Александр ГРИГОРЬЕВ

Опубликовано в выпуске № 49 (215) за 19 декабря 2007 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц