Версия для печати

М4: роскошь в помощь пехоте

Почему «Шерманы» часто подвергались нападению своих
Гришин Арсений

Армия США к 1939 году, когда уже стала понятна танковая мощь вермахта, располагала лишь архаичными легкими М2, и ничто не предвещало, что американцы могут создать что-то путное. Но средний танк М4 удивил всех.

Ему, будем последовательны, предшествовал М3 «Ли», также поставлявшийся в СССР по ленд-лизу. Но эта машина совершенно справедливо получила прозвище «Братская могила».

Со всеми удобствами

Накануне войны у американцев при их передовом автомобилестроении по сути отсутствовала танковая промышленность. И в отличие от СССР не было возможности испытывать бронетехнику в боевой обстановке и тем самым совершенствовать. У нас танки прошли модернизацию Хасаном, Халхин-Голом, финской кампанией.

Зато американцы быстро учились. М4 пошел в серию в 1942-м, первые машины поступили в распоряжение британской армии и участвовали в боях в Северной Африке. Говорят, что название «Шерман» в честь американского генерала времен Гражданской войны танку дали как раз англичане, но верится в это с трудом.

В первых поставленных танках находились комплект меховых кожаных регланов на весь экипаж и ящик сигарет «Кэмел»

Первые поставки «Шерманов» по ленд-лизу начались в ноябре 1942 года, 26 машин получил Северо-Кавказский фронт. Они участвовали в боях вместе с упомянутыми «Ли» и английскими «Валентайнами». В СССР в основном отправляли дизельную модификацию М4А2, поскольку советский бензин был иномаркам поперек горла, а американского едва хватало для самолетов.

Нашим танкистам «Шерман» откровенно понравился, в первую очередь из-за удобства работы экипажа и плавности хода. Великолепную подвеску оценили позже, когда начались бои в Европе и одной из главных опасностей для танков стали «фаустники». Десант пехоты удобно располагался на броне атакующего «Шермана» и по ходу дела поливал огнем все места, где мог затаиться вражеский стрелок. С «тридцатьчетверкой» такой финт не проходил, ее трясло так, что о прицельной стрельбе с брони не стоило и мечтать.

Очень высокой оказалась надежность – двигатель не требовал частых регулировок, ресурс гусениц оказался вдвое выше, чему у Т-34: 5000 километров против 2500. А еще в танке использовалась так называемая мокрая укладка боекомплекта, и в ситуациях, когда наши машины чаще всего взрывались, «эмча» спокойно догорала. Этим иногда пользовались экипажи подбитых «Шерманов», укрываясь под горящим танком. Великолепная радиостанция и отличные прицелы тоже работали на репутацию машины. Минусом М4 считались его высота, делавшая танк заметнее, и высокий центр тяжести: наехав на полной скорости одной гусеницей на препятствие, машина могла перевернуться. «Шерман» был узким, что радовало перевозивших его железнодорожников, но не одобрялось танкистами.

Подарок от производителя

В танковых частях, оснащенных ленд-лизовской техникой, постоянно находились представители фирм-производителей. Они следили за ремонтом, обобщали опыт эксплуатации и выдавали рекомендации производству. Когда выяснилось, что на гололеде «Шерманы» со своими обрезиненными гусеницами перемещаются не ловчее коровы, танкисты стали обматывать траки проволокой для лучшего сцепления. Представитель фирмы поставил в известность руководство – и уже следующая партия пришла с входящими в ЗИП грунтозацепами, которые можно было при необходимости налепить на гусеницы.

Как вспоминал один из наших танкистов, детройтское изделие изумляло красноармейцев роскошью. «Это была какая-то евроквартира! Во-первых, внутри все прекрасно покрашено белой краской. Во-вторых, сиденья удобные, обтянуты каким-то замечательным особым кожзаменителем. Если танк твой повредило, то стоило буквально на несколько минут оставить его без присмотра, как пехота весь кожзаменитель обрезала. А все потому, что из него шили замечательные сапоги». В первых поставленных танках, рассказывают, находились комплект меховых кожаных регланов на весь экипаж и ящик сигарет «Кэмел». Но в дальнейшем тыловики подобных промашек не допускали. Всего по программе ленд-лиза СССР получил 4063 танка модификации М4А2.

«Шерман» стал третьим в мире по массовости после Т-34 и Т-55, успешно применялся Израилем, Египтом, участвовал с обеих сторон в индо-пакистанской войне. И по праву считается гордостью американского танкопрома.

Опубликовано в выпуске № 10 (773) за 19 марта 2019 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...