Версия для печати

Молодецкая убыль

В России все меньше годных к строевой службе и просто трудоспособных
Никоноров Григорий Родионов Игорь
Фото: sakhalife.ru

Суть стратегии «Троянский конь», отрабатываемой в США, в сочетании упреждающего удара по центрам управления с провоцированием мятежа, направленного на дестабилизацию обстановки и смену власти в России. Особая роль в этом сценарии отводится национальному фактору. 

Экономика – консервы политики

Все осложняется сложной социально-экономической ситуацией, вызванной неспособностью исполнительной власти добиться устойчивого роста и повысить уровень жизни населения, что повышает риск дестабилизации. Совокупность внешних и внутренних угроз остро ставят проблему обеспечения обороноспособности многонационального государства.

Очевидно, что потребуется предельная концентрация всех ресурсов.

По переписи населения 2010 года, в Российской Федерации проживают свыше 180 народов, говорящих на более чем 230 языках и диалектах. Они различны по происхождению, культуре и особенностям быта. Но людей тесно связывает общая многовековая история, экономические, культурные, образовательные и языковые связи (через русский), жизнь в одном государстве.

Введенные после вхождения Крыма в состав России экономические санкции направлены на провоцирование в многонациональной стране смены политической власти. По данным Росстата за 2018 год, 37 процентов россиян живут меньше, чем на 10 долларов в день. По опросам, более 40 процентов могут позволить себе только товары первой необходимости – продовольствие и одежду. Доля россиян, не имеющих «свободных» денег и вынужденных тратить весь доход лишь на базовые потребности, составляет как минимум четверть. Реальные доходы населения снизились за год на 1,3 процента и падают шестой год подряд, чего не было даже в 90-е. С точки зрения поддержки политики правительства и сохранения морально-психологического состояния армии и населения страны (значительная часть которого рассматривается в качестве мобресурса) такая ситуация крайне негативна для обороноспособности .

Минус десять миллионов

Состояние мобилизационного ресурса определяет возможности комплектования войск, что является важнейшей составной частью военного строительства. Важнейший фактор – демографический.

Программа укрепления единства российской нации обошлась в 230 раз дешевле, чем сочинская Олимпиада

В октябре 2007-го указом президента РФ утверждена концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. В ней, в частности, сказано, что в целях замещения естественной убыли населения предстоит активно привлекать на постоянное место жительства иммигрантов трудоспособного возраста. К 2025 году предполагается обеспечить увеличение населения, в том числе за счет замещающей миграции, до 145 миллионов человек. При официальной безработице коренного населения в семь миллионов человек и при 70 процентах незанятых на селе такой сценарий крайне неблагоприятен для возможной экономической и военной мобилизации: мигранты не граждане страны и могут быть использованы для дестабилизации обстановки.

Сам факт принятия этой концепции свидетельствует: Россия продолжает утрачивать людские ресурсы, что явствует из сопоставления данных переписей населения 1989 и 2010 годов. За два десятилетия страна потеряла 4,2 миллиона человек. За эти годы только у пяти коренных народов страны был отмечен прирост населения более чем наполовину. Это ингуши (207 процентов), лезгины (182 процента), аварцы (169 процентов), даргинцы (168 процентов) и чеченцы (159 процентов). Численность русских уменьшилась и составила 92,6 процента к 1989 году. Снизилась численность еще восьми народов страны – татар (96%), хакасов (92%), марийцев (83%), чувашей (81%), удмуртов (77%), мордвы (69%), коми (68%) и карелов (47%). Вдвое уменьшилось число тех, кто называл себя украинцем или белорусом.

Демографическая ситуация обостряется. Перспективы неблагоприятны: уже свыше 16 лет чистый коэффициент воспроизводства населения колеблется на уровне 0,6. Прогнозируется, что к 2030 году трудоспособное население может уменьшиться на 10 миллионов. Неспособность переломить отрицательную демографическую тенденцию подтвердила вице-премьер РФ по вопросам соцполитики Татьяна Голикова, признав, что убыль населения в России по итогам девяти месяцев 2018 года составила 173,4 тысячи человек.

Демографический фактор в ближайшие 10–15 лет будет оказывать негативное влияние на состояние Российской армии и общества. Если не изменить ситуацию, ВС РФ сократятся сама собой, говорить о гарантированной защите суверенитета будет проблематично.

Сбитые ориентиры

Неблагоприятная демографическая обстановка в стране отражает факт деградации основных социальных институтов российского общества, что негативно влияет на динамику рождаемости и смертности и заставляет оценить ситуацию как кризисную. Депопуляция – явление долгосрочное, и расчеты быстро переломить тенденцию необоснованны. В 1991 году годных по состоянию здоровья от всех категорий и подлежащих призыву насчитывалось 68,7 процента, в 2013-м – 47,7 процента, в 2018-м – не более 30 процентов. Тенденция стабильна. Вместе с тем если рождаемость в России можно сравнивать со странами Европы (в том числе входящими в НАТО), то в продолжительности жизни (в частности мужского населения) мы значительно уступаем.

Особую тревогу вызывает падение рождаемости в Центральной России. Опыт Великой Отечественной войны показал, что боеспособными считались дивизии, укомплектованные русскими (белорусами, украинцами) не менее чем на 75 процентов.

Крайне негативно выглядит динамика распределения трудовых ресурсов. Крупные города «разбухают» от наплыва трудовых ресурсов, а села и малые города уменьшаются. В последние 25 лет с карты страны ежемесячно исчезают четыре поселка городского типа. Если в 1989 году во всем СССР было 9300 безлюдных населенных пунктов, то уже в 2002-м в одной только Российской Федерации таковых насчитывалось 13 тысяч. Для «решения» проблемы власть предлагает вслед за «неперспективными селами» свернуть «избыточную» сеть средних и малых городов. Прямо говорится, что судьба этих поселений – опустеть, а 12–15 миллионов жителей должны перебраться в мегаполисы. Основными считаются Москва, Петербург, другие миллионники.

Это неизбежно ведет к росту криминального элемента, который все более структурируется по национальному признаку. Не исключено, что криминал, воспользовавшись ослаблением власти при кризисе, будет стремиться взять под контроль часть территории и ресурсов. С этим также придется считаться.

Таким образом, население все больше сосредотачивается в центре и на юге страны. Огромные пространства российского Севера, Сибири и Дальнего Востока пустеют. Тем самым создается реальная угроза безопасности и суверенитету России.

Дотированная жизнь

Исключительно острыми проблемами стали неравномерное социально-экономическое развитие регионов, резкий разрыв в доходах, обеднение и обнищание населения. Депрессия особо заметна на Дальнем Востоке и Северном Кавказе. Так, в Калмыкии промышленность с 1991 года сократилась на 50 процентов, в Еврейской автономной области – более чем вчетверо. Только за этот год производство в Кабардино-Балкарии рухнуло на две трети. Редким исключением стал Ненецкий автономный округ: промпотенциал вырос втрое. Но этот пример лишь иллюстрация зависимости страны от распродажи сырья.

Переброска одной бригады на Дальний Восток по Транссибу может занять до двух с половиной месяцев

Так стагнация экономики создает предпосылки для дезинтеграции России. Следствие неравномерного развития страны – безработица, которая провоцирует протестные настроения и может служить катализатором сепаратиских настроений в регионах, населенных в основном коренными жителям. Наивысшей безработицей поражены национальные окраины, приграничные территории страны, что резко отрицательно сказывается на обеспечении обороноспособности.

Наиболее проблемный регион, который может быть использован геостратегическим противником в гибридной войне, – многонациональный Северный Кавказ. Данные по безработице показывают, что Москва не видит способов обеспечить развитие его экономики. Самые большие дотации выделяются Чечне, Дагестану и Кабардино-Балкарии. Но они не дают нужного эффекта. 9 сентября 2014 года на заседании Совбеза Владимир Путин признал, что с начала года на Северном Кавказе украдено 6,5 миллиарда рублей бюджетных средств. Дело арестованного в 2019-м сенатора Арашукова, похитившего совместно с родственниками в общей сложности более 31 миллиарда рублей, говорит об устойчивости этой тенденции.

Негативные последствия для возможной мобилизации имеет исход русского и другого «некоренного» населения из национальных образований. В настоящее время в Чеченской Республике русских лишь 3,8 процента, в Дагестане – 4,8, а в Ингушетии – 1,2. В итоге этнополитическая напряженность здесь наиболее высока. Причем она активно подогревается внешними силами: доклады международных организаций щедро заполняются пассажами о нарушении прав человека на Северном Кавказе. И это лишь один из способов провоцировать борьбу с «московской экспансией».

Экономия на единстве

На фоне обнищания основной части населения разыгрывание националистической карты в общем сценарии гибридной или открытой войны против России облегчается. Анализ нормативно-правовой базы нацстроительства говорит, что в прямой постановке, кроме указа президента РФ «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», других программных документов, определяющих на ближайшую перспективу работу в этом направлении, нет. Правительство РФ утвердило федеральную целевую программу «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014–2020 годы)». Но ФЦП сведена к бессистемному, формальному перечню мероприятий и усечена с 38 миллиардов до 6,8 миллиарда рублей. На стадии разработки из нее исключили, например, строительство ряда культурных центров в регионах. При этом федеральный бюджет на поддержку фестивалей, слетов, адаптацию мигрантов, проведение информационных кампаний и прочее выделил лишь 4,5 миллиарда рублей.

В итоге программа укрепления единства российской нации обошлась властям в 230 раз дешевле, чем сочинская Олимпиада. Глава Счетной палаты Алексей Кудрин, уходя в 2011 году с поста министра финансов, вычеркнул строчку «Национальная политика» в бюджете страны.

Половинчатые меры

Требуются прежде всего ревизия и обновленное понимание содержания понятия «мобилизационная готовность».

Многие сводят все к деятельности по решению кадровых и оргтехзадач силами военных комиссариатов, спецотделов и подразделений по работе с персоналом. Это верно, но недостаточно.

Содержащееся в ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» от 26 февраля 1997 года базовое понятие раскрывает комплекс мероприятий мирного времени по заблаговременной организации экономики, органов госвласти и местного самоуправления, ВС для обеспечения защиты страны. Оно недостаточно функционально и плохо учитывает характер многонационального государства и современной гибридной войны, а также не всегда заметную границу между подготовительным этапом (пропагандистской подготовки) и началом боевых действий.

Следует признать, что без улучшения социально-экономической ситуации в регионах, обладающих потенциалом для разжигания сепаратизма и разыгрывания национальной карты, нейтрализовать опасности и угрозы гибридного характера не представляется возможным. Необходимо выравнивание социально-экономического положения. Пока картина обратная: есть Москва и Петербург, притягивающие внутренних и внешних мигрантов (их концентрация в центрах государственного и военного управления – еще одна большая проблема), и остальная Россия, где уровень жизни на порядок ниже.

В связи с крайне неравномерным размещением населения по стране необходимо проанализировать расстановку сил и средств, с помощью которых можно было бы нейтрализовать угрозы и внутренние, и гибридного характера. Это касается не только Минобороны, но и Росгвардии, ФСБ и МВД (хотя у двух последних структур нет достаточного силового потенциала).

С учетом сегодняшних реалий военно-транспортной авиации и подвижного состава (железнодорожных платформ) проведение перегруппировки войск (сил) представляет огромную проблему. По опыту передислокация одной бригады на расстояние до тысячи километров занимает пять суток. И это без воздействия противника. Расчеты показывают, что на Дальний Восток (от Москвы до Владивостока – 9228 км) ее перевозка по Транссибу может занять до 2,5 месяца, а при возможных вражеских диверсиях нормальное функционирование магистрали будет нарушено еще до начала военных действий.

Заслуживают внимания предложения о значительном расширении контингента резервистов. В связи со сложной демографической ситуацией и ограниченностью ресурсов Минобороны РФ необходимо создавать обученный резерв, который можно применить для нейтрализации внешних и главным образом внутренних военных угроз. Речь о комплектовании войск территориальной обороны и возможности наращивании их численности за счет казачьих организаций, уже имеющих территориальное устройство, и ЧОПов, что потребует изменений в их уставных документах и создания механизма контроля деятельности (с привлечением структур армии и ФСБ). При этом силы и средства войск теробороны должны размещаться преимущественно в наиболее взрывоопасных регионах (национальный потенциал которых может быть использован для дестабилизации обстановки).

Внимательного изучения ждет идея генерала армии Махмута Гареева о расширении возможностей военного ведомства за счет наделения министра обороны России дополнительными полномочиями в качестве заместителя Верховного главнокомандующего в мирное время, что значительно повысит место и роль военного ведомства в обеспечении обороноспособности страны («Война миров по новым правилам»).

Один из важнейших уроков состоит в том, что многонациональное государство не застраховано от распада или от поглощения другими, пока не изжита опасность бюрократизации и коррупции правящей элиты и всей государственной и общественной жизни. Она губит государственную власть тем, что она превращается в собственность отдельных лиц, групп и группировок, семейных и этнических кланов. Это неизбежно ведет к коррупции, образованию теневого капитала, криминальных национальных элит и ослаблению государства в целом.

Заигрывание ослабевшей в результате коррупции центральной власти с национальными элитами неизбежно ведет к «параду суверенитетов» и предопределяет распад страны, так как следом начинается процесс приватизации промышленности. Общенациональная собственность является экономической основой и условием незыблемости государства. Ее приватизация неизбежно подстегивает межнациональные противоречия. В результате в многонациональном государстве рушится национально-государственное устройство. В этих условиях невозможно обеспечить обороноспособность и суверенитет страны.

Григорий Никоноров,
кандидат философских наук
Игорь Родионов,
кандидат технических наук

Опубликовано в выпуске № 11 (774) за 26 марта 2019 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя Твердислав
Твердислав
27 марта 2019
Господа великороссы: Никоноров и Родионов чрезвычайно остро поставили данный вопрос и хвала им за это. Однозначно, необходимо им встретиться с Председателем Комитета по обороне депутатом Государственной Думы Шамановым Владимиром Анатольевичем, подготовить законодательный акт в экстренном порядке с выступлением на пленарном заседании Парламента, Госсовета, Совета Безопасности лично. Требовать у Президента России оперативно подписать Указ об резком ужесточении требований к правилам торговли и качества продуктов питания и регулировании цен. И мы увидим как побегут 20 миллионов мигрантов жирующих на данном псевдо-бизнесе в десятках миллионов вонючих продовольственных ларьков, включая членов банд-формирований сосредоточенных в различных клубах единоборств, обеспечивающих их физическую защиту. Пора заканчивать новую экономическую политику периода конца "военного коммунизма" после Гражданской войны в Советской России. Вот и задача для для "Росгвардии". А этих 20 миллионов мигрантов не выпускать за пределы Великой России, а направить на строительство автобанов и нового высокоскоростного Трансиба от Калининграда до Владивостока. По окончании строительства за пять лет всех их наградить и записать их великороссами в паспортах!
Аватар пользователя Твердислав
Твердислав
27 марта 2019
Господа великороссы: Никоноров и Родионов чрезвычайно остро поставили данный вопрос и хвала им за это. Однозначно, необходимо им встретиться с Председателем Комитета по обороне депутатом Государственной Думы Шамановым Владимиром Анатольевичем, подготовить законодательный акт в экстренном порядке с выступлением на пленарном заседании Парламента, Госсовета, Совета Безопасности лично. Требовать у Президента России оперативно подписать Указ об резком ужесточении требований к правилам торговли и качества продуктов питания и регулировании цен. И мы увидим как побегут 20 миллионов мигрантов жирующих на данном псевдо-бизнесе в десятках миллионов вонючих продовольственных ларьков, включая членов банд-формирований сосредоточенных в различных клубах единоборств, обеспечивающих их физическую защиту. Пора заканчивать новую экономическую политику периода конца "военного коммунизма" после Гражданской войны в Советской России. Вот и задача для для "Росгвардии". А этих 20 миллионов мигрантов не выпускать за пределы Великой России, а направить на строительство автобанов и нового высокоскоростного Трансиба от Калининграда до Владивостока. По окончании строительства за пять лет всех их наградить и записать их великороссами в паспортах!

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...