Версия для печати

«Колесный танк» «Панар» - любимец кирасир и эсэсовцев, битый в СССР

Машина французской кавалерии громила дозоры немцев, но была бессильной против советских легких танков
Дмитриев Борис

ВС Франции имеют давнюю традицию применения пушечных бронеавтомобилей или, как их чаще называют сегодня, «колесных танков». Причины этого вполне понятны.  Предполагаемый ТВД французских войск – это или Западная Европа с прекрасно развитой сетью высококлассных дорог, или африканские пустыни и саванны, то есть ландшафты, вполне доступные для колесной техники, на которых можно полностью реализовать все ее преимущества – более высокую скорость, больший ресурс, экономичность и простоту обслуживания.

К этому можно прибавить, что после Первой мировой войны, в эпоху бурного развития бронетехники, Франция была одним из признанных лидеров автомобилестроения, имеющих прекрасную производственную базу для разработки и создания таких боевых машин.


Знаменитым предком современных колесных танков, которые до сих пор занимают видное место в сухопутных войсках Франции, можно с полным основанием считать Panhard 178 – пушечный бронеавтомобиль, проживший невероятно долгую боевую жизнь, начавшуюся в колониальных войнах 30-х, продолжившуюся в годы Второй мировой войны и завершившуюся, опять же в колониях, в 60-х годах.


Упомянутая машина, получившая в войсках обозначение AMD 35, была разработана и создана фирмой «Панар» по техническому заданию, сформулированному французскими кавалеристами, остро нуждающимися в легких бронированных машинах, которые можно было бы использовать для разведки и как средство усиления и непосредственной огневой поддержки, способное действовать в боевых порядках кавалерии.


В 1931 году в объявленном французской кавалерией конкурсе участвовали фирмы «Панар», «Пежо» и «Рено».
Прототип фирмы «Панар» представлял собой бронеавтомобиль с колесной формулой 4х4 (все колеса ведущие) и классической компоновкой с задним положением двигателя. Особенностью бронеавтомобиля было наличие двух постов управления: переднего (основного) и кормового, что позволяло машине при необходимости ехать задним ходом без дополнительных маневров.

 

9 января — 2 февраля 1934 года прототип был испытан приемной комиссией. Испытания показали, что относительно заданных требований прототип стал тяжелее, выше и шире, однако прочие важные требования конкурса соблюдены и превзойдены, главным образом в части поведения бронеавтомобиля на пересеченной местности. Также были отмечены хорошая проходимость, обеспеченная колесами большого диаметра, и надежная подвеска. 15 февраля 1934 года комиссия рекомендовала принять броневик на вооружение.


В конечном варианте «Панар» получил вооружение – 25 мм пушку для борьбы с бронетехникой противника (осколочных снарядов к ней не производилось) и пулемет для неприятельской пехоты и кавалерии. Первые 19 AMD-35 получил на вооружение 6-й кирасирский полк в апреле 1937 года. По опыту войсковой эксплуатации в конструкцию были внесены дополнительные изменения, увеличившие надежность колесного танка. «Панары» в войсках полюбили.


И первое серьезное боевое испытание, в войне с Германией в 1940 году, они прошли успешно. Так вооружением и маневренностью они превосходили не только бронемашины гитлеровцев, но и их легкие танки, при этом оставаясь неуязвимыми для их вооружения на дистанции свыше 100 метров.


Первые боестолкновения AMD-35 с немецкими разведдозорами показали абсолютное превосходство в данной нише французских боевых машин. Это было оценено практичными немцами, взявшими «Панар» на вооружение. Их выпуск продолжился и после оккупации Франции (всего в период 1937 – 1944 было выпущено 729 машин).


Французские колесные танки усилили гитлеровские полчища, вторгшиеся в СССР. Однако вскоре выяснилось, что их броня не способна противостоять советским 45-мм орудиям, что и определило превращение «Панара» в вооружение «противопартизанских» частей. Известно, что особой популярностью «французы» пользовались в частях СС. Кроме того, часть AMD-35 была превращена в бронедрезины для охраны от партизан и диверсантов железнодорожных путей. Но к 1943 году в распоряжении СС и вермахта на Восточном фронте осталось всего около 30 машин (еще три десятка были на Западе).


Производство этих машин было возобновлено в освобожденной Франции – ей приходилось подтверждать свой статус колониальной империи. На бронеавтомобиль была установлена новая башня FL-1 с 47-мм пушкой SA 35 и пулеметом, и он получил обозначение «Панар» 178Б. Всего было выпущено 414 единиц, большая часть которых была отправлена в колониальные владения. В 1950 году более 50 «Панаров» 178Б отправили во Вьетнам, где их использовали преимущественно для сопровождения колонн (часть из них досталась вооруженным силам Республики Вьетнам).
В 1960 году «Панары» использовал 15-й броневой эскадрон морской пехоты для подавления восстания в Джибути. Повоевали они в Алжире, Сирии, Марокко и на Мадагаскаре. В 1950-х годах заслуженного ветерана сменил более современный E.B.R.75. В настоящий момент известно о существовании, по крайней мере, двух единиц AMD-35 в музеях, - один «колесный танк» хранится во французском  Сомюре, второй – у нас в Кубинке.


Борис Дмитриев

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...