Версия для печати

Як-9Т в воздушной охоте на «Тигров» и «Пантер»: мнение пилота

Как очередь дашь, то сразу полная кабина дыма
Кустов Максим

Главной отличительной особенностью истребителя Як-9Т (одна из модификаций Як-9, Т-танковый) было мощное вооружение.

В качестве главного оружия для него была избрана пушка НС-37 А.Э. Нудельмана и А.С. Суранова длиной 3400 мм и весом 150 кг. НС-37 с одного попадания могла уничтожить не только Bf-109, но и FW-190. Кроме того, на Як-9Т устанавливался один синхронный пулемет УБ калибром 12,7 мм. Як-9Т успешно применялся для борьбы  как с истребителями, так и бомбардировщиками врага.


FW-190, например, после появления Як-9Т стали избегать лобовых атак самолетов «Як», в которые ранее вступали достаточно охотно, уповая на свое серьезное вооружение.


Но была у Як-9Т еще одна особенность – он обладал очень серьезными противотанковыми возможностями. Бронебойные снаряды пушки НС-37 легко пробивали броню немецких танков толщиной 30 мм на дистанции 500 м под углом до 45°.


Вот только для того, чтобы воспользоваться огневыми возможностями НС-37 пилот Як-9Т должен был быть настоящим воздушным снайпером. Именно такое требование было указано в отчете о войсковых испытаниях самолета: «летчик, летающий на Як-9Т, должен быть своего рода снайпером и уметь поражать самолет врага наверняка — с первого выстрела».


Длинные очереди были бессмысленны - после 2-3 выстрелов, из-за сильной отдачи пушки, самолет сбивался с линии прицеливания, опуская нос, что вызывало недолеты при стрельбе по наземным целям и снижение трассы — при стрельбе по воздушным целям. Для продолжения стрельбы необходимо было восстанавливать прицеливание. А боезапас НС-37 ограничивался 30 выстрелами… 


Иван Иванович Кожемяко (сайт «Я помню») – один из тех, кому довелось повоевать на Як-9Т и испытать их противотанковые возможности. 
Вот как он вспоминал о первой атаке на Як-9 Т (до того летал на других истребителях Яковлева) на танки: «Есть недалеко от Берлина небольшой провинциальный городок Губин, вот под этим Губиным мы с «Илами» штурмовали крупную немецкую танковую группировку. Я на Як-9Т, из этой 37-мм пушки по танкам и стрелял. По «Тиграм», по «Пантерам». Пикировал отвесно, чтобы бить по верхней броне (она у танка самая слабая). Спикировал - короткая очередь - выскочил. У меня боезапас был что-то около 30 бронебойных снарядов (сколько точно, уже не помню), вот я их все по танкам и расстрелял. Поскольку я раньше на таком «Яке» не летал, то не знал некоторой специфики данной модели: как очередь дашь, то сразу полная кабина дыма. Приборов не видать! Я фонарь открыл, дым сразу вытянуло, тогда приборы увидел. Так и проштурмовал с открытым фонарем».


Обычно тактика атак на танки была такова: «Пикирую почти отвесно с 800-900 метров, градусов под 70, упреждение минимальное - это раз. Два – «Тигр» или «Пантера» не те танки, в которые трудно попасть. Громадины».


Результативность таких атак определялась «на глаз»: «В половине атак вижу, что трассы в танк уткнулись, а больше ничего. Ни огня, ни дыма. В половине - пламя появлялось сразу после попадания. Но взрывающихся танков не было. Только загоревшиеся».


А вот возможности Як-9Т в маневренном бою с немецкими истребителями Иван Кожемяко оценивал весьма критически: «Як-9Т по сравнению с Як-1 - перетяжеленный. Вот именно из-за этой 37-мм пушки. Воздушный бой я бы на Як-9Т вести не хотел. На мой взгляд, у этого истребителя резко усилили ударные возможности за счет снижения возможностей в маневренном бою. Як-9Т - это ударный самолет-охотник и истребитель «непосредственного сопровождения», но никак не истребитель для маневренного боя. В качестве истребителя «маневренного боя» он непрактичен. Вот как ударный самолет он достоин похвалы. Тремя снарядами танк поджигал».


Снижение маневренных возможностей Як-9Т было, видимо, неизбежной ценой за огневую мощь его пушки…


Максим Кустов

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя Анатолий Панарин
Анатолий Панарин
18 апреля 2019
На фото не Як-9Т с двигателем ВК-105ПФ-2, а Як-9УТ с двигателем ВК-107А . ---- На данном фото это опытный, а не серийный экземпляр с 37 мм мотор-пушкой H-37 и боезапасом 30 снарядов и двумя синхронными пушками Б-20 (Б-20С) калибра 20-мм с боезапасом по 120 снарядов. --- Но Як-9УТ с двигателем ВК-107А строился серийно с февраля по май 1945 года , и с мотор-пушкой HС-23 (а не H-37) и двумя синхронными пушками Б-20С. Всего построено 282 самолета.
Аватар пользователя Анатолий Панарин
Анатолий Панарин
18 апреля 2019
На фото не Як-9Т с двигателем ВК-105ПФ-2, а Як-9УТ с двигателем ВК-107А . ---- На данном фото это опытный, а не серийный экземпляр с 37 мм мотор-пушкой H-37 и боезапасом 30 снарядов и двумя синхронными пушками Б-20 (Б-20С) калибра 20-мм с боезапасом по 120 снарядов. --- Но Як-9УТ с двигателем ВК-107А строился серийно с февраля по май 1945 года , и с мотор-пушкой HС-23 (а не H-37) и двумя синхронными пушками Б-20С. Всего построено 282 самолета.

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц