Версия для печати

Евросоюз – удобства во дворе

Своим путем по бездорожью: румынский опыт
Мессойлиди Наталья
Фото: google.com

Петр Порошенко, во второй раз баллотируясь на высший пост в государстве, вынес на знамена идею собственного пути Украины. Дабы усилить иллюзию того, что страна на него уже встала, аккурат накануне президентских выборов Основной закон государства (как обычно, неконституционно) дополнили положением об устремленности в Евросоюз и НАТО.

На Западе, несомненно, живут лучше. Но по сравнению с Украиной, самой бедной страной Европы, лучше везде, даже на большей части вечно голодающей и воюющей Африки. А что представляет собой европейский рай в абсолютных, так сказать, величинах? Удивительные публикации появились на этот счет о Румынии. Правда, не в местной, а в венгерской прессе. Почему там? Как известно, в Румынии (преимущественно в Северной Трансильвании, в так называемом Эрдейском крае) проживает самая многочисленная диаспора венгров – 1,4 миллиона человек. Их историческая родина проявляет большую заинтересованность в судьбе зарубежных соотечественников.

В Эрдее водопровод есть в каждом втором домохозяйстве, в Румынской Молдавии – лишь в каждом четвертом

Венгерское деловое издание Portfolio рассказало о необычной инициативе румынского предпринимателя. Стефан Мандачи построил в жудеце Сучава участок автодороги протяженностью… один метр. Так предприниматель попытался обратить внимание властей на то, что Румынская Молдавия остается единственным историческим регионом страны, где до сих пор нет ни одного метра автострады. Свой участок бизнесмен, сделавший состояние на фастфуде, проложил по всем правилам: бетонное основание, многослойное асфальтовое покрытие, разделительные барьеры и обочина. Двойному двухполосному участку придана табличка с указанием ограничения скорости 130 километров в час.

Открытие «автострады» состоялось 15 марта – в день государственного праздника Венгрии, знаменующего годовщину начала революции 1848–1849 годов и обретения независимости от империи Габсбургов. Опираясь на рост недовольства общества, парламентской оппозиции минувшей осенью удалось добиться принятия закона о строительстве связывающей Эрдей с Румынской Молдавией автострады соединения.

Проблема автомобильного сообщения актуальна не только для этого региона Румынии. Страна с 20-миллионным населением имеет всего 763 километра современных автодорог. Даже Бухарест не включен в европейскую сеть скоростного движения. Автор «метровой» автострады утверждает: в Румынии каждый год на дорогах гибнут не менее двух тысяч человек – больше, чем в революционных событиях 1989 года.

Стефан Мандачи, по его заверению, далек от политики, не является членом ни одной партии, но новостной портал Hotnews.ro знает: именно он финансировал установку огромных плакатов с надписью «Румыния хочет автодорог». В итоге «метровая» акция стала масштабной. Тысячи румын 15 марта в 15 часов на 15 минут прервали работу в знак протеста против бездорожья. К перевозчикам, туристическим и строительным организациям присоединились Торговая палата страны, органы местного самоуправления, профсоюзы, банки, студенческие организации, лечебные учреждения. Солидарность с участниками акции выразили румыны, работающие за рубежом. Президент Клаус Йоханнис дал понять протестующим, что разделяет их озабоченность.

С жилищной инфраструктурой в стране лучше. По данным венгерского экономического портала napi.hu, лишь треть из 7,5 миллиона румынских квартир не имеет водопровода и канализации. В сельской местности объем благ цивилизации сильно разнится. К примеру, в Эрдее водопровод есть в каждом втором домохозяйстве, в Румынской Молдавии – лишь в каждом четвертом.

Причем страна, традиционно считающаяся бедной, вовсе не уникальна. По данным «Евростата», в Литве в 2017 году у 27,8 процента населения не было ванной, у 29,7 процента – туалета со смывом в канализацию. Немногим лучшие показатели имела Болгария.

Так куда идет Украина? В общество с «метровой» перспективой? В европейское захолустье? К удобствам во дворе?

А что до общественно-политических свобод, то румынские венгры начиная с 90-х годов безуспешно борются за автономию. Украинские, правда, и заикнуться об этом не смеют…

Наталья Мессойлиди,
корреспондент «ВПК» (Измаил, Украина)

Опубликовано в выпуске № 12 (775) за 2 апреля 2019 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...